Во вторник, 23 марта состоялось заседание бюро отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, на котором участники обсудили обеспечение конкурентоспособности профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды.
И.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Михаил Львович Левицкий отметил, что прогностическое видение развития российского образования до 2030 года было сформулировано ректорами ведущих вузов страны в 2014 году в документе «Форсайт образования 2030: как собрать новое университетское образование?».
«Очевидно, что отличительной чертой нашей жизни становится сетевое взаимодействие, которое зримо ощущается во всех областях жизнедеятельности. Фактически, эти тенденции усилились в пандемию, – отметил Михаил Львович. – В сфере образования сетевое взаимодействие связано с формированием единой цифровой образовательной среды».
Основной темой заседания стал доклад доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой образования и педагогических наук Южного федерального университета Александра Григорьевича Бермуса. В своем выступлении он подчеркнул, что цифровизация является не самоцелью, а средством и инструментом для повышения качества, эффективности и значимости российского образования, в том числе и на международном уровне. Учёный считает, что проблемы российского образования более заметны при сравнении показателей России в международных рейтинговых системах. Основываясь на данных Лиссабонского рейтинга и рейтинга Universitas 21, которые оценивают национальные системы высшего образования 50 стран по 24 показателям, таким как доступность, эффективность обучения, международную привлекательность, научную продуктивность, Александр Бермус пришел к выводу, что: «Наиболее серьезные проблемы российского образования заключаются в неразвитости инфраструктуры и недостаточном финансировании. Несмотря на исходные условия, нам удается достигать максимальных результатов, гораздо выше тех, которые можно было бы ожидать. Поэтому, дополнительные меры государственного регулирования или повышения требований к системе образования не будут иметь значимого эффекта, так как система и так работает за пределами возможностей, определяемых ресурсами и моделью организации».
Александр Григорьевич также отметил общую проблему неоднородности показателей России в международных исследованиях человеческого капитала. В рейтинге глобального человеческого капитала за 2017 год Россия занимает 4 место по образовательным достижениям всех видов, 42 место по индексу развития человеческого капитала и 89 место по доступности квалифицированных работников. «Возможности для экономически эффективного применения полученных компетенций и развитых способностей относят Россию к числу развивающихся стран, а общие показатели доступности для экономики квалифицированных работников, определяемые не только системой подготовки кадров и производственной моделью, но и общей привлекательностью жизни для квалифицированных работников, соответствуют показателям «третьего мира».
Одним из решений, связанных с повышением конкурентоспособности отечественного образования Александр Григорьевич видит в создании проекта цифровой инфраструктуры профессиональных стандартов, схожего по функционалу и способу эксплуатации с разработками Австралийского института преподавания и школьного лидерства, который не только предлагает в открытом доступе детализированные описания всех профессиональных функций и действий, но и содержит ссылки на видеоматериалы, иллюстрирующие реализацию каждого действия. Также в докладе содержатся предложения об учреждении всероссийской сети «кружков качества образования», которые вовлекут учащихся в деятельность по оценке и исследованию качества получаемого образования и приведут к формированию партнерства между учащимся и педагогами. Идея «федеральной магистратуры», которую выдвинул Александр Бермус, предполагает создание федеральной сети ресурсных центров образования, специализирующихся на определенном профиле научных исследований и «выгружающих» результаты исследований в единую электронную платформу, на основе которого педагоги и выпускники будут выстраивать индивидуальные образовательные траектории.
Представленный на заседании бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО доклад вызвал широкое обсуждение среди участников встречи.