Во вторник, 26 января прошло расширенное заседание бюро отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, на котором участники обсудили формирование новой сетевой образовательной среды в условиях стремительного развивающихся технологий.
В заседании приняли участие более 70 специалистов, среди которых члены отделения, ученые, представители педагогической общественности и министерства просвещения Российской Федерации.
Открывая заседание, и.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Михаил Львович Левицкий отметил, что сегодня родительское сообщество разделилось на две группы, представители, одной из которых считают, что переход школ на удаленный формат негативно сказался на качестве обучения, а другие — утверждают обратное. По словам Михаила Львовича Левицкого, учёным и практикам еще предстоит проанализировать новые тенденции, разработать и внедрить релевантные той или иной ситуации модели использования цифровых технологий. Но уже сегодня очевидно, что бурное развитие массовых информационных технологий формирует новую реальность, в которой особое место отводится образованию.
С докладом о методологических основах проектирования сетевой образовательной среды общего образования как конвергентного пространства развития личности обучающегося выступили член-корреспондент РАО Александр Михайлович Кондаков и ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификации ФИРО РАНХиГС Игорь Станиславович Сергеев.
«Наиболее значимым процессом, для понимания сущности цифровой трансформации образования в новом мире выступает становление информационного общества, которое более верно было бы назвать сетевым обществом. Именно сетевые коммуникативные технологии меняют устройство общества, образ жизни человека, его отношение к работе, досугу и потреблению», — отметил Александр Михайлович Кондаков.
Докладчики предложили концепцию содержания образования, где динамично меняющееся ядро делится на стабильную и динамическую части, а вокруг ядра располагаются множество персонализированных оболочек. Стабильная часть ядра будет содержать знания об объективной реальности, то, что принято называть культурным кодом, а динамическая часть — компетентностную основу жизнедеятельности в конкретном социально-экономическом и технико-технологическом контексте. Персонализированные оболочки будут включать знания, умения, навыки, компетенции, опыт самостоятельной проектно-исследовательской деятельности, творчество и др.
Новая конвергентная модель образования, по мнению выступающих, должна создать среду, где основным заказчиком общего образования будут выступать сами обучающиеся, их семьи, субъекты экономики и затем, государство. При конвергентном подходе, ведущей функцией образования становится не трансляция культурного опыта, а развитие и подготовка личности к жизни в меняющемся мире на основе культурного опыта. На выходе обучающийся получает комплекс компетенций, в соответствии с определенным уровнем базовой модели компетенций цифровой экономики. Это позволит обучающемуся стать личностно зрелым и сформировать субъектную позицию.
«Образование сегодня является не только общественно значимым благом, это личностно значимое благо, только тогда мы сможем реализовать модель персонализированного, личностно-центрированного образования, подчеркнул Александр Михайлович Кондаков. — Образовательный процесс — это не только выполнение конституционных обязательство государства перед гражданином, это, прежде всего, всестороннее развитие личности».
Представленный на заседании бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО доклад вызвал широкое обсуждение участников встречи.
В завершении дискуссии заместители министра просвещения Российской Федерации Виктор Стефанович Басюк и Татьяна Викторовна Васильева отметили, что высказанные участниками заседания бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО замечания и предложения будут способствовать дальнейшему совершенствованию и развитию рассматриваемой концепции, которая представляет интерес не только в теоретическом плане, но и в части ее практической реализации.