В ходе завершившейся 23 декабря II научно-практической конференции «Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в цифровой информационно-образовательной среде» эксперты в области информационной безопасности совместно с научно-педагогическими работниками, аспирантами, студентами и руководителями образовательных организаций обсудили вопросы обеспечения информационной безопасности при соблюдении интересов личности, общества и государства. Участие в мероприятии в онлайн формате приняли более 160 специалистов.
Инициаторами и организаторами встречи стали научные совета отделения профессионального образования Российской академии образования «Инженерное образование и профессиональное самоопределение» и «Информатизация образования совместно с Российским государственным университетом нефти и газа имени И.М. Губкина.
Открывая работу Конференции, член-корреспондент РАО, ректор Губкинского университета Виктор Георгиевич Мартынов подчеркнул, что тематика конференции не только не теряет своей актуальности, но и приобретает еще большее значение в условиях пандемии.
«Актуальность проблемы защиты безопасности участников образовательного процесса только растет. Незащищенными остаются не только учащиеся, но и педагоги, родители, – считает Виктор Георгиевич Мартынов. – Помимо того, что нужно обеспечивать информационную безопасность субъектов образовательного процесса в цифровой среде, важно еще и готовить учащихся к выходу в реальную жизнь, где придется существовать в значительно более агрессивной и опасной среде».
По словам академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Михаила Львовича Левицкого, пандемия форсировала массовое использование цифровых технологий, что позволило педагогам в короткие сроки приобрести цифровые компетенции. «Еще несколько лет назад было заметно отставание реализации плана задач по подготовке кадров, которые были поставлены в Федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики», – отмечает академик РАО Михаил Левицкий. – Пандемия, совершенно точно ускорила формирование базовых цифровых компетенций среди населения».
Обращаясь к участникам Конференции Президент компании «Крибрум», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Станиславович Ашманов заявил, что «распространенное мнение о том, что подростки овладевают технологиями лучше, чем родители и учителя – миф, который сводится к тому, что подростки могут немного лучше нажимать кнопки на бытовой технике».
«Социальные сети – это не место для комфортного существования, а инструмент, который оказывает большое влияние на ментальные способности подростков. Сегодня, общение в подростковой среде чаще переходит в невербальную плоскость, а развитие клипового сознания позволяет им потреблять исключительно гранулированный контент. Приходя в социальное пространство, дети сохраняют привычку думать, что находятся в защищенном и контролируемом пространстве, в то время как интернет – серая зона, в которой ежедневно находятся пользователи, подверженные цифровой зависимости и не имеющие базовых представлений о гигиене в этой среде», – подчеркнул Игорь Станиславович.
Модератором мероприятия стал Сергей Николаевич Гриняев, декан факультета комплексной безопасности ТЭК Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина, отметивший в своем выступлении, что психологическая ситуация, в которой оказалось население планеты в связи с распространением новой коронавирусной инфекции характерно для условий военного времени.
На конференции обсуждались психолого-педагогические, медико-социальные, нормативно-правовые и технологические основания функционирования цифровой информационно-образовательной среды. С докладами об обеспечении информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса, научно-педагогических основаниях формирования компетентности в области информационной безопасности личности выступили академики РАО Ирэна Веньяминовна Роберт и Николай Дмитриевич Подуфалов, ведущие научные сотрудники лаборатории математического общего образования и информатизации Института стратегии развития образования РАО Тамара Шихгасановна Шахнабиева и Виктор Павлович Поляков, главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН Константин Константинович Колин, директор Института математики и информатики МГПУ Сергей Дмитриевич Каракозов, главный научный сотрудник Института управления образованием РАО Владимир Иванович Сердюков, врио директора по науке Института проблем региональной экономики РАН Алексей Дмитриевич Шматко, доцент кафедры «Защита информации» МИРЭА Павел Юрьевич Пушкин, старший научный сотрудник отдела IT консультирования Научного центра библиотеки информационных образовательных ресурсов Алла Львовна Дымова, заместитель директора института прикладных информационных технологий Грозненского государственного нефтяного технического университета Роза Салимсултановна Хатаева и студентка 6-го курса МИРЭА Альбина Александровна Коршунова.
По итогам II научно-практической конференции «Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в цифровой информационно-образовательной среде» готовится коллективная монография.