16 сентября в рамках реализации проекта Российской академии образования и Департамента образования города Москвы «Академические субботы» перед психологами и педагогами столицы выступила Ольга Ильинична Кукушкина, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования.
О.И. Кукушкина – автор концепции внедрения компьютерных технологий в отечественную систему специального образования, концепции создания специализированных коррекционно-диагностических компьютерных сред для детей с нарушениями в развитии, ведущий автор первого национального пакета специализированных программно-методических комплексов для детей с различными нарушениями в развитии, модельного курса формирования профессионального мышления учителя-дефектолога (на примере математики).
В ходе лекции Ольга Ильинична рассказала о выборе образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный государственный стандарт образования для детей с ОВЗ требует ориентировки на развитие ребенка. По словам специалиста, для выбора образовательного маршрута необходимо придерживаться определенной логики. Необходимо определить актуальный уровень развития для конкретного ребенка. После чего предположить и обосновать перспективы развития этого ребенка в разных условиях обучения. И только после этого определить программу и вариант образовательного маршрута. Также стандарт предусматривает возможность смены образовательного маршрута в конце учебного года.
Особое внимание Ольга Ильинична уделила одному из вариантов образования детей с ОВЗ – инклюзивному, т.е. подразумевающему полное включение ребенка в обычную образовательную среду.
«Дефектологи утверждают, что каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо взаимодействие со сверстниками, однако это не означает, что всем детям с ОВЗ показана инклюзия. Интеграция нужна всем, но в той мере и форме, которая будет помогать развитию ребенка, а не препятствовать, – отметила О.И. Кукушкина. – Если человека поместить в среду, которая недоступна его возможностям, это приведет не к интеграции, а к изоляции ребенка, поэтому принципиально важно понимать степень интеграции, которая может быть полезна ребенку с ОВЗ».
Проект, инициированный Департаментом образования Москвы и Российской академией образования для учителей, классных руководителей, психологов столицы, продолжается в 2017-2018 учебном году.