В рамках проекта «Академические субботы» 13 мая для московских педагогов и психологов была проведена лекция на тему «Об организации профилактики суицидов у подростков». Лектором выступила доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Ольга Александровна Карабанова.
В своем выступлении О.А. Карабанова обозначила основные типы суицидального поведения, а также факторы риска девиаций подобного рода у подростков. Это могут быть и различные трудности в семьи, и проблемы с самооценкой, столь распространенные среди школьников, и взаимодействие со сверстниками, и многое другое. Эмоциональные и психологические особенности (акцентуации, сенситивность, тревожность, дисфория и др.), характерные для переходного возрастом, должны приниматься в расчет как учителями, так и родителями. «Нет неблагоприятных индивидуально-психологических особенностей, нет неблагоприятной среды – есть несоответствие между ними, и задача профилактики – найти этот баланс», – отметила лектор. В соотношении среды и индивидуальных особенностей кроются загадки жизнестойкости и высокой уязвимости – первая позволяет противостоять стрессогенным ситуациям, вторая, напротив, может позволить сломить человека, несмотря на благоприятные условия.
Один из факторов жизнестойкости – обретение сферы успешности, т.е. дела, занятия, хобби, предмета, в котором подросток может преуспеть, почувствовав свою силу и одобрение окружающих.
Как обнаружить тревожные тенденции в поведении подростка? Родительский и учительский контроль на сегодняшний день должен превратиться в мониторинг, более деликатный способ, подразумевающий интервенцию только по запросу.
Также была упомянута тенденция, обозначившаяся в последние 20 лет – нежелание взрослеть. Если раньше подростки стремились к взрослению и самостоятельности, то сегодня в мире, где главные приоритет для молодежи – безопасность, она ассоциируется с домом, семьей, родителями. Это также необходимо учитывать при работе с современными подростками.
Проект «Академические субботы» проводится департаментом образования города Москвы при поддержке РАО для учителей, классных руководителей, психологов столицы.