20 августа 2018 года в Крокус Сити Холле в Москве завершился Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства». Мероприятие собрало около шести тысяч воспитателей, со всей России и территории стран СНГ.
Форум открыла председатель Российского общества «Знание», Депутат Государственной Думы Любовь Николаевна Духанина. «Отрадно, что подготовка к 1 сентября начинается такими масштабными мероприятиями, посвященными именно дошкольникам, – сказала Любовь Николаевна – Дети сейчас другие, новые. Ученые выяснили, что у детей пластичность мозга исчисляется цифрой с 18 нолями, в то время как у взрослых – с 11-ю. Для ребенка это двоякая ситуация: безграничные возможности, но и невероятная уязвимость психики. Очень важна среда, в которой развивается ребенок: среда в семье и, конечно, среда детского сада. От нее зависит эмоциональное, психологическое, духовно-нравственное развитие, мотивация к достижению целей, гражданская позиция. От воспитателя это требует колоссального профессионализма. Педагог должен быть гибким, быстро внедрять новые и эффективные практики в свою работу.
В обращении к участникам Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке Людмила Васильевна Дудова говорила о кадровом кризисе в дошкольном образовании. «Это отнюдь не вина педагога. Более трудолюбивых воспитателей, чем в России, не найти. Государству пора повернуться лицом к воспитателям. Необходимо пересмотреть стандарт кадрового состава детского сада: второй воспитатель, психолог, логопед».
Эту тему затронул в выступлении и вице-президент Российской академии образования, президент Российского психологического общества Юрий Петрович Зинченко. «Проанализировав имеющиеся научные и практические результаты в области дошкольного образования как в нашей стране, так и в мире, мы пришли к выводу, что у нас нет новых нормативов развития ребенка, которые бы четко соответствовали той социальной ситуации развития, в которой находятся современные дошкольники», — сказал он.
Первым шагом на пути к достижению этой цели стала утвержденная О.Ю. Васильевой Концепция развития психологической службы в системе образования РФ до 2025 года. Ведущие специалисты Российской академии образования, Московского университета и других вузов постарались учесть в этой Концепции все риски и перспективы современного мира.
Также для решения этой проблемы необходимо проводить лонгитюдные популяционные исследования современного детства и создать единую информационную базу результатов. В этом году на базе РАО создан Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования. Его задачей является как раз координация научно-исследовательской и практической деятельности образовательных организаций в регионах. Также в РАО существует высокотехнологичный Data-центр, на базе которого мы можем проводить исследования с большими данными.
Сейчас в детских садах и школах остро не хватает психологов. Один специалист в среднем приходится на 300 детей. РАО активно развивает ряд проектов для решения данной проблемы.
«Без вас, как прямых и самых важных участников воспитательной и образовательной работы с дошкольниками, нам не справиться», – подчеркнул Юрий Петрович.
Важность проходящего в события подчеркнула в своем приветствии участникам форума Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева: «Сегодня обеспечение доступности и качества дошкольного образования является одним из приоритетных направлений образовательной политики России. Важно, чтобы образование самых юных граждан отвечало современным требованиям, а также учитывало тенденции общественного развития на перспективу. Необходимы широкая поддержка усилий государства, подкрепленная активным участием педагогических, научных, экспертных организаций, и максимальное использование опыта и традиций отечественного дошкольного образования, которыми по праву славится наша страна».
Одним из центральных событий форума стало принятие манифеста работников дошкольного образования. В нем педагогическое сообщество отражает свое единое видение позиции воспитателя в отношении множества вопросов и проблем, возникающих в современных условиях в детских садах. К ним можно отнести вопросы, связанные с улучшением материальной базы детских садов, использованием ИКТ и различных электронных гаджетов в образовании.
В рамках форума прошло закрытое совещание Генеральных секретарей Национальных комиссий по делам ЮНЕСКО стран СНГ. Коллеги обсудили перспективы сотрудничества в сфере образования и совместных исследований детства. В совещании приняли участие руководители комиссий ЮНЕСКО из Молдовы, Киргизии, Армении и России.
Форум прошел при поддержке Министерства просвещения РФ, Российской академии образования и Комиссии Российской федерации по делам ЮНЕСКО.