21 июня 2018 года состоялось заседание научно-координационного совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства на тему «Современная семья и проблемы семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы». В нем приняли участие ученые-исследователи в сфере психолого-педагогической деятельности и представители общественных организаций.
Заседание прошло под председательством Президента Российской академии образования, академика РАО Людмилы Алексеевны Вербицкой и председателя научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, заслуженного деятеля науки РФ, профессора, академика РАО Артура Александровича Реана. Основными докладчиками выступили член Совета Фонда апостола Андрея Первозванного, председатель попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства» Якунина Наталья Викторовна и Артур Александрович Реан.
В своем докладе Наталья Викторовна Якунина отметила, что Фонд Андрея Первозванного и Всероссийская программа «Святость материнства» с большой ответственностью относятся к сотрудничеству с Российской Академией образования в решении одной из ключевых задач, стоящих перед нашим обществом – увеличения числа счастливых семей. Н.В. Якунина считает, что забота о семье не должна рассматриваться исключительно как инструмент решения демографической проблемы.
По словам Натальи Викторовны, споры о том, нужно ли в школе обсуждать с детьми семейную тематику, возобновляются в информационном пространстве с определенной периодичностью, тем самым свидетельствуя как о повышенном интересе общества, так и о неоднозначности обсуждаемого вопроса.
Более десяти лет назад Программа «Святость материнства» начинала свою работу с проекта «Ты не одна», направленного на психологическую консультацию женщин, намеревающихся сделать аборт. В рамках проекта был проведен анализ причин и факторов, толкающих женщину на прерывание беременности. Среди них неудовлетворительное финансовое состояние и жилищные трудности составляли приблизительно 28 %. Столько же, например, составлял такой фактор как «нестабильность отношений с отцом ребенка». Еще 21 % – это желание жить для себя и нежелание нести на себе весь груз ответственности и обязанностей, связанных с ребенком. Почти 9 % – высказывали страх перед новыми обстоятельствами, связанными с рождением ребенка. Таким образом, на прерывание беременности женщин толкали преимущественно субъективные факторы.
Исследовательская группа «Циркон» по заказу программы «Святость материнства» провела Всероссийское социологическое исследование о семейных ценностях. Среди прочих тем в этом исследовании был вопрос, как соотносятся у современных россиян образ идеальной семьи и их реальный семейный статус. Проведенное исследование показало, что лишь примерно у десятой части российских граждан (11%) зафиксировано слабое расхождение между «идеалом» и «реальностью». У остальных же их фактическая семейная жизнь значительно расходится с тем образом идеальной семьи, который они сами сформулировали.
В своем выступлении Наталья Якунина ссылалась на данные исследования, которое проходило под руководством Артура Александровича Реана под эгидой Российской академии образования. В нем приняли участие 7000 старшеклассников из разных регионов. Исследование показало, что абсолютное большинство молодых людей и девушек полагают, что нужно специально готовить человека к созданию семьи путём обучения семейным ценностям. И, что особенно важно в этом исследовании, для 58% молодёжи их нынешняя родительская семья не является ориентиром и образцом для подражания. Н.В. Якунина отметила, что полученные данные однозначно говорят о том, что разговор о семье со школьниками объективно необходим и, более того, востребован как самими школьниками, так и их родителями.
В марте 2015 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Фондом Андрея Первозванного и Российской академией образования. В марте-декабре 2016 года силами РАО при поддержке Всероссийской программы «Святость материнства» был проведен мониторинг преподавания курсов семьеведения в регионах России.
Наталья Якунина высказала мнение о том, что сегодня общественная дискуссия строится не только вокруг вопроса «надо или не надо говорить со школьниками о семье», а также вокруг того, в какой форме это делать – в рамках отдельного предмета или в рамках уже существующих предметов. Также, безусловно, обсуждается принципиальный вопрос, кому может быть доверена разработка методических рекомендаций по этой теме? Опираясь на мнение десятков региональных общественных организаций, председатель попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства» подчеркнула, что такая работа должна вестись Российской академией образования, как наиболее авторитетной профильной организацией.
В работе заседания научно-координационного совета Российской академии образования по вопросам семьи и детей приняла участие уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Юрьевна Кузнецова. В контексте представленного доклада она отметила, что вопросы, посвященные семье, очень интересуют современных старшеклассников. В настоящий момент проблема не в том, надо ли говорить со школьниками о семье, а скорее в том, в какой форме это нужно делать.
Выступление Артура Александровича Реана был посвящен вопросу взаимодействия семьи и школы в рамках темы профилактики асоциального поведения. А.А. Реан считает, что, несмотря на снижение числа правонарушений среди несовершеннолетних, всегда остается риск повторного совершения преступлений среди тех, кто совершил противоправные действия в молодом возрасте.
Артур Александрович подчеркнул, что в 2016 году психологи были в штате каждой второй школы, при этом на одного психолога приходилось 880 учеников. В рамках выступления Артур Александрович отметил, что в критерии оценки школ необходимо внести показатели социализации и внутреннего климата, важно включать семью в работу психологической службы. Также академик РАО высказал необходимость в проведении конкурсов на лучшие практики профилактики асоциального поведения подростков.
В своем комментарии к докладу председателя совета по вопросам семьи и детства омбудсмен по правам ребенка отметила, что многие родители проблемных школьников очень часто даже не знают имени и отчества классных руководителей своих детей, что является показателем наличия проблемы во взаимодействии семьи и школы. В этой связи планируется создание рабочей группы по разработке подходов к оценке эффективности воспитательной работы в школах.
За основными докладами последовала дискуссия. Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии МПГУ Елена Александровна Леванова подняла вопрос о проблемах взаимодействия семьи и школы на примере «зацеперов» – подростков, испытывающих сильную тягу к адреналину, преодолеваемую экстремальными поездками на поездах и другом общественном транспорте. Большинство молодых людей, увлекающихся подобной активностью, находясь в своей семье, испытывают глубокое чувство одиночества. При этом, в случае 80% «зацеперов» об их «увлечениях» не знают ни в семье, ни в школе.
Член-корреспондент РАО, директор Института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», заведующий кафедрой социальной работы и педагогики, доктор педагогических наук, профессор Игорь Давыдович Лельчицкий отметил, что темы социальной работы с трудными семьями очень часто оказываются очень популярными среди молодых студентов-педагогов и социальных работников. Повышенный интерес студентов и аспирантов к этой теме может быть связан с личным опытом, при котором человек ищет ответы на проблемы скрытые в его собственной жизни.
Академик РАО, руководитель информационно-аналитического центра РАО, доктор психологических наук, профессор Владимир Самуилович Собкин отметил, что при исследовании взаимодействия семьи и школы очень важен многопозиционный анализ – нужно учитывать три позиции: учителя, родителя и ребенка для того, чтобы «уловить» драматизм расхождения ценностных ориентаций.
Министр труда и социальной защиты Калужской области Павел Вячеславович Коновалов рассказал о проектах, посвященных тематике сопровождения семей в социально опасном положении. Среди наиболее важных проектов были отмечены «Радость материнства» и «Не оступись!».
Научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Мария Александровна Новикова рассказала об исследовании (Любицкая и др., 2018), недавно проведенном в Институте образования, согласно результатам которого, существуют ярко выраженные особенности коммуникации родителей и школы. Во-первых, налицо резкое снижение контактов (причем, как в рамках посещения родительских собраний, так и волонтерской помощи в разных видах внутришкольной деятельности) родителей со школой по мере того, как дети становятся старше. Если в начальной школе кто-то из родителей ребенка общается с представителями школы 1-2 раза в неделю более чем в 25% случаев, то к 8-10 классам этот показатель уменьшается до 8%. Во-вторых, больше коммуницируют со школой те родители, которые склонны к большему взаимодействую с детьми в рамках семьи. Несколько обобщая, можно сказать, что если ребенок в целом «интересен» своим родителям, то эта заинтересованность будет проявляться, в частности, в вовлеченности в процесс школьного обучения. Таким образом, можно ярко выделить основную «группу риска», которая оказывается обделена достаточным вниманием родителей, в том числе, и в отношении их школьных дел. Это – старшеклассники, подростки. Хотя, на самом деле, именно в этом «трудном возрасте» потребность в поддержке у детей возрастает, хотя родители часто видят ситуацию обратным образом.
Научно-координационный совет РАО по вопросам семьи и детства призван осуществлять координацию усилий науки и практики в решении актуальных вопросов семьи и детства в нашей стране. Совет должен позволить, с одной стороны, оперативно транслировать запросы практики к науке, а с другой стороны, оперативно внедрять новейшие научные разработки по проблемам семьи и детства в практику работы регионов.