В Москве состоялось заседание Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка

Меню раздела

С 10 по 12 декабря в Москве прошло Всероссийское заседание Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Организованное Уполномоченным при президенте Российской Федерации по правам ребенка и Общественной палатой РФ, заседание было посвящено теме «Десятилетие детства. Основные итоги работы Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации за 2018 год».

Артур Реан
Всероссийское заседание Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка
Татьяна Синюгина
Анна Кузнецова
Заседание Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка

На заседании были подведены итоги работы Координационных советов уполномоченных по правам ребенка в Федеральных округах, выработаны предложения по дальнейшему эффективному развитию института уполномоченных по правам ребенка, обсуждались актуальные задачи совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, с учетом объявления в Российской Федерации Десятилетия детства; представлены итоги проектной деятельности института Уполномоченных по правам ребенка и успешные практики реализации проектов в 2018 году.

11 декабря в рамках заседания была организована дискуссионная платформа на тему: «Уроки семейного счастья как ресурс формирования семейных ценностей у обучающихся».

Со вступительным словом к участникам обратилась Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Кузнецова.

Детский омбудсмен отметила, что сегодня высок запрос среди молодежи на создание и сохранение крепкой семьи.

«Согласно исследованию Государственного университета управления, 78% респондентов называют создание крепкой семьи главной жизненной целью. Исследовали именно молодую аудиторию, то есть сегодня в молодежной среде колоссальный запрос на крепкую семью и семейное счастье. В то же время, по данным Росстата, в 2017 году распалось 62% браков, половина из них – в первые пять лет семейной жизни. О чем это говорит? О том, что молодые люди настроены на семью, и семья воспринимается как ценность. Но у них не хватает знаний, опыта, умений, навыков для того, чтобы сохранить семью», – сказала детский омбудсмен.

В настоящий момент уроки семьеведения преподаются в общеобразовательных учреждениях некоторых регионов страны, сложились различные подходы.

«Настало время обобщить этот опыт, выявить наиболее эффективные практики и поставить эту задачу, осознать ее как государственную», – в завершение выступления подчеркнула Анна Кузнецова.

В ходе работы дискуссионной платформы с докладами выступили заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Синюгина; председатель научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Артур Реан; член-корреспондент РАО, профессор кафедры психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова Галина Солдатова; член-корреспондент РАО, декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова; координатор проекта «Семьеведение в образовании», начальник Управления общественных связей Фонда Андрея Первозванного Александр Гатилин; заместитель губернатора Владимирской области по социальной политике Марина Чекунова.

Татьяна Синюгина рассказала об образовательных программах, о том, какая работа уже ведется в школах по формированию знаний о семейных ценностях, а также о том, что еще предстоит сделать в ближайшее время, какие вопросы решить: «Мы должны работать не только с ребенком. Мы должны не только ребенку показать семейные ценности, которые помогут ему стать цельной личностью. Мы должны работать с родителями. Без этой работы мы не сможем решить тех проблем, которые есть в системе образования».

В продолжение темы Артур Реан подчеркнул, что вопрос подготовки к семейной жизни требует комплексного подхода: «Здесь нужна целая программа действий, интеграция усилий семьи, школы, общества в целом – государственных и общественных организаций, в том числе молодежных и родительских, и, конечно, средств массовой информации». В своем выступлении он отметил необходимость введения курса по семьеведению в образовательных учреждениях. Докладчик подчеркнул, что программа курса для старшей школы будет способствовать повышению у обучающихся уровня готовности к вступлению в отношения, к созданию семьи, к выполнению супружеской и родительской функций, а также формированию ответственного отношения к вопросам супружества и деторождения.

Академик РАО обратил внимание, что при разработке курса был проведен подготовительный этап, в рамках которого были опрошены старшеклассники. Около 60% учащихся сомневаются в том, что хотели бы создавать семьи по примеру своих родителей. 66% опрошенных считают, что молодых людей необходимо готовить к семейной жизни.

По мнению Артура Реана, вводить уроки семьеведения необходимо в старших классах и ВУЗах. Причем формы могут быть самые различные — факультативные занятия, классные часы, междисциплинарные модули, отдельный предмет. В связи с этим необходимо осуществить оценку готовности региональных Институтов развития образования и других учреждений дополнительного образования и повышения квалификации к проведению курсов повышения квалификации для преподавателей курса «Семьеведение», инициировать создание тематических кафедр и поддерживать уже существующие по данному направлению. Требуется обсуждение на федеральном уровне необходимости масштабной работы по подготовке кадров для преподавания «Семьеведения», создание специального сайта и подразделов на существующих сайтах (например, на сайте РАО, РПО и др.) с методическими материалами по тематике «Семьеведение» и развитие информационной площадки для общения сообщества педагогов и методистов учебного курса.

В продолжение темы Семьеведения Александр Гатилин и Марина Чекунова также отметили актуальность внедрения специального курса в образовательные программы, а кроме того необходимость формирования семейных ценностей у школьников.

Еще одной важной темой в рамках данной дискуссионной платформы явилась проблема использования современных технологий ребенком.  Галина Солдатова предложила выработать стратегии родительской медиации при использовании детьми интернета. Елена Вартанова в своем выступлении отметила, что важным инструментом формирования информационной безопасности ребенка является медиаграмотность.

Также на дискуссионной площадке опытом реализации в школах программ об основах семейной жизни поделились представители общеобразовательных учреждений. Доклады представили из республики Башкортостан, Пензенской, Тверской и других областей.

Второй день заседания прошел эффективно и плодотворно. Между участниками был организован обмен результатами научных исследований в области актуальных проблем формирования семейных ценностей у обучающихся, было привлечено внимание к проблемам внедрения курса по семьеведению в образовательных учреждениях, а также определены эффективные направления научной и практической работы в данной сфере.