6 – 7 июня в Москве прошла вторая Международная конференция «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», организуемая Московским университетом МВД России имени В.Я. Кикотя и Народным университетом общественной безопасности Китая. Конференция была посвящена психологическому обеспечению служебной деятельности и проблемам подготовки специалистов для органов внутренних дел в контексте актуальных задач психологической работы.
Открыл конференцию начальник Московского университета МВД им. В.Я. Кикотя, генерал-лейтенант полиции Игорь Александрович Калиниченко. В конференции приняли участие ведущие ученые из России и Китая, педагоги, психологи, сотрудники правоохранительных органов, представители государственных структур и общественных организаций.
В ходе пленарных заседаний с докладами о проблемах психологического сопровождения деятельности сотрудников полиции, моделирования образовательных программ, предупреждения асоциального поведения несовершеннолетних и психологических парадоксов в условиях изменений выступили вице-президент Российской академии образования, академик РАО Юрий Петрович Зинченко, председатель научного совета РАО по вопросам семьи и детства, академик РАО Артур Александрович Реан, декан Народного университета общественной безопасности Китая Чэн Хуа, профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, генерал-майор полиции Сергей Степанович Жевлакович и научный руководитель института практической психологии Высшей школы экономики, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Тахир Юсупович Базаров.
На конференции обсуждались темы психологических проблем подготовки сотрудников правоохранительных органов к несению службы по охране общественного порядка, профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, организации межведомственного сотрудничества в работе с родителями, совершенствования возможностей полиции в области правоприменения на основе китайского опыта, формирования у психологов органов внутренних дел профессионально важных качеств личности.
Особое внимание было уделено проблеме правонарушений и девиантного поведения в подростковой среде. А.А. Реан представил доклад «Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних в рамках правоприменительной практики органов внутренних дел». В своем выступлении он продемонстрировал результаты исследования, посвященного изучению отношения старшеклассников к институту семьи и семейным ценностям. Респондентов, в частности, спрашивали: «Хотите ли вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на ту, в которой вы выросли?». В исследовании были сформированы две выборки. Одну составили подростки группы социальной нормы, с просоциальным поведением, другую – подростки с девиантным, асоциальным поведением. На поставленный вопрос, в группе «норма» положительно ответили 41% респондентов, а в группе «девиантные» — только 26%. девиантные подростки значительно более негативно воспринимают свою родительскую семью, что, в целом, вполне ожидаемо. Этот факт доказывает влияние семьи на формирование девиантного, асоциального поведения подростков. Но, пожалуй, еще даже более тревожный факт состоит в том, что среди подростков группы «норма» по социальному поведению, так высок процент тех, кто не может назвать свою нынешнюю семью образцом, на который они хотели бы ориентироваться.