5 февраля в дистанционном формате прошел круглый стол, организованный факультетом журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и Российской академией образования в рамках международной научно-практической конференции «Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия». Эксперты РАО и преподаватели российских вузов обсудили развитие медиаобразования в условиях цифровизации общества.
С приветствием к участникам круглого стола обратилась член-корреспондент РАО, декан факультета журналистики МГУ Елена Леонидовна Вартанова.
«Сегодняшний круглый стол показал важность рассмотрения всех субъектов информационного пространства цифровой медиасреды. Казалось бы, журналисты и средняя школа – далекие друг от друга вещи, но сегодня цифровое пространство объединяет самых разных людей и разные институции», – отменила Елена Леонидовна.
На круглом столе обсудили вопрос о современном состоянии цифровой медиасреды, говорили о гуманитарной составляющей медиаобразовательной деятельности, медиакомпетентности и развитии медиаобразовательных практик в России.
«Практика совместной работы расширяется и не теряет своей актуальности, отметил и.о. академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО Борис Анатольевич Карев. – Вопросы, заявленные в рамках сегодняшней встречи чрезвычайно важны и выходят на передний план глобальной повестки об информационной безопасности современного общества».
Наталья Владимировна Юмашева, представлявшая Барнаульский городской детско-юношеский центр, подготовила доклад об организации зрительских онлайн-конференций в условиях коронавирусных ограничений.
«Мы все в 2020 году пережили определенные ограничения, и как мне кажется, они стали для нас не только уроком, но и открыли большие возможности для расширения объемов коммуникации и качественного развития нашего взаимодействия, — отметила модератор круглого стола, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций журфака МГУ Мария Евгеньевна Аникина. – Обогащение коммуникаций, которое произошло в абсолютно новых условиях, заставляет нас задуматься».
Доцент факультета русской филологии Московского государственного областного университета Ирина Николаевна Гринева рассказала об организованном в стенах университета региональном конкурсе любителей русской словесности «Шибко ошибка!». Конкурс позволяет вузу найти учеников, интересующихся русским языком и медиаобразованием, и помочь им дальше развивать эти навыки.
«Ученики находили ошибки в рекламных объявлениях и записывали видеоролики с разбором этих ошибок, объяснила Ирина Николаевна. – Как итог, мы получили более 50 видеороликов, которые можно использовать в качестве социальной и образовательной рекламы, а ребята получили урок профориентации и узнали о наиболее востребованных профессиях в медиасфере».
Доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Южно-Уральского государственного университета Анна Викторовна Красавина рассказала о методике создания учебных VR-материалов в рамках проектного обучения.
«В рамках курса по VR-журналистике студенты знакомятся с феноменом виртуальной реальности, учатся работать с технологической платформой и методами сторителлинга, — рассказала Анна Викторовна. – Они самостоятельно пишут сценарий, продумывают персонажей, работают над визуальной и аудиальной формой, ищут локации для съемок, проводят кастинг актеров, проводят съемку и монтируют получившийся материал».
Доценты кафедры медиалингвистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета Екатерина Александровна Щеглова и Наталья Анатольевна Прокофьева продемонстрировали возможности интерактивной платформы DataSlov в качестве образовательного и научного ресурса на примере слова «ковид».
«DataSlov – это медиасловарь ключевых слов текущего момента, отметила, Екатерина Александровна Щеглова. – Он был задуман как уникальный продукт, совмещающий в себе достижения русской лексикографической мысли и новейшие технологии».
Максим Юрьевич Капустин, представлявший Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи, рассказал, как медиатехнологии помогают учащимся узнавать историю и культуру родного края и России.
В завершении, Елена Леонидовна Вартанова отметила, что сегодня не хватает педагогических приемов и дидактических разработок для адаптации методик, и формирования подходов к цифровой среде. По словам Елены Леонидовны, повышение цифровой медиаграмотности педагогов поможет адаптировать личный опыт без методической проработки.