Т.Н. Тихомирова: «Развитие психологической службы в системе образования на основе интеграции науки и образовательной практики будет способствовать созданию условий для сохранения и укрепления психологического здоровья всех участников образования»

Меню раздела

В четверг, 25 февраля, в Российской академии образования при участии Совета молодых ученых и специалистов РАО прошёл круглый стол «Молодые исследователи в сфере наук об образовании и национальные проекты».

Основной целью заседания стало обсуждение актуальных проблем развития психологической службы в системе российского образования и реализации нацпроектов. В работе круглого стола в смешанном формате приняли участие молодые ученые, занимающиеся науками об образовании и специалисты, работающие в системе общего образования.

Приветствуя участников конференции, и.о. вице-президента Российской академии образования академик РАО Лариса Александровна Цветкова отметила актуальность обсуждаемой темы и подчеркнула важность привлечения молодых ученых к научным исследованиям.

«Наряду с медиками, 2020 год оказался непростым для педагогов и всей системы образования в целом, – отметила Лариса Александровна. – Важно и значимо, что сегодня в заседании принимают участие главные внештатные педагоги-психологи федеральных округов, поскольку именно они организуют работу в регионах нашей страны по психологическому сопровождению всех участников образовательных отношений». 

Модератором круглого стола выступила научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования, член-корреспондент РАО Татьяна Николаевна Тихомирова. Приветствуя участников круглого стола, она отметила: «Сегодня мы говорим о включении молодых ученых Российской академии образования в выполнение национальных проектов. РАО провела большую работу в сфере психологического сопровождения системы образования, внедрения новых методов обучения и воспитания, экспертизы образовательных технологий».

Татьяна Николаевна рассказала об организации психологической службы в системе образования России и отметила важные направления работы Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования, о популяционных и лонгитюдных исследованиях как проект «Растем с Россией» и «Российское лонгитюдное исследование успешности в обучении», реализуемое в Академии.   

«Развитие психологической службы в системе образования на основе интеграции науки и образовательной практики будет способствовать созданию условий для сохранения и укрепления психологического здоровья всех участников образования – обучающихся и их родителей, педагогов, административных работников образовательных организаций» – подытожила Татьяна Николаевна Тихомирова.

Доцент ЯГПУ имени К.Д. Ушинского Беляева Ольга Алексеевна рассказала о метапредметном аспекте значимых ориентиров непрерывного профессионального образования педагогов, о задачах национальных проектов «Учитель будущего» и «Новые возможности для каждого», подробно разобрала программу мониторинга сформированности метапредметных компетенций учителя. «Наша цель как педагогов-психологов – сработать на координацию педагогики и психологии, которые, конечно, содержательно важны каждая сама по себе, но в современной ситуации не способны существовать друг без друга», – подытожила Ольга Алексеевна.

Главный внештатный педагог-психолог Липецкой области Оксана Александровна Драганова выступила с докладом «Профессиональное сообщество как ресурс развития психологической службы». Оксана Александровна рассказала о реализации проекта «Поддержка семей, имеющих детей» в Липецкой области, муниципальных консультационных пунктах «Семья от А до Я», сообщила о разработке методических рекомендаций, психологическом и социально-педагогическом просвещении родителей и детей.

Руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования Ольга Александровна Ульянина рассказала о научных и организационно-правовых подходах психологической службы в образовательных организациях МВД России: основных задачах и направлениях развития, о кадровом обеспечении психологической службы.  

Заведующая кафедрой педагогики и психологии образования Уральского федерального университета имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина Анна Александровна Печеркина рассказала об эмоциональном благополучии школьников. «Сегодня много говорят об эмоциональном благополучии школьников и психолого-педагогическом сопровождении учеников, но на системном уровне нет конкретных методических пособий, которые можно было бы использовать на практике, – заметила Анна Александровна. –  Пока это один из ориентиров, для того, чтобы психологическая служба в системе образования и Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования разработал методические рекомендации».

Круглый стол завершился дискуссией с участием главных внештатных педагогов-психологов и специалистов РАО.