РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Круглый стол СанПиН

Совершенствование и актуализацию СанПиНов обсудили в РАО

В Российской академии образования 2 апреля прошло заседание по вопросам совершенствования и актуализации санитарно-гигиенических требований к использованию современных цифровых технологий в образовательном пространстве.

В заседании приняли участие представители рабочей и экспертных групп по совершенствованию и актуализации санитарно-гигиенических требований к использованию современных цифровых технологий в образовательном процессе. Модератором мероприятия выступил президент РАО Юрий Зинченко.

Президент Академии отметил, что утверждение СанПиНов вызывает понятную тревогу в обществе. «Новый СанПиН – это что? Инструмент, с помощью которого Роспотребнадзор придет в школу и закроет ее, или это некий инструмент, который позволит цифровой образовательной среде быть развивающим фактором? Важно, насколько при развитии, например, когнитивных функций, будет учитываться эмоциональное развитие и физическое состояние наших детей. Мы ведь знаем, что из-за уменьшения двигательной активности возникают проблемы с опорно-двигательным аппаратом, с сердечно-сосудистой системой детей», – сказал Ю.П. Зинченко.

Он предложил осмыслить, как современная цифровая среда оказывает влияние на эмоциональный фон детей, на установление привязанности к родителям и формирование эмоционального спектра, характерного для их возраста.

Ю. П. Зинченко особенно подчеркнул, что в период технических перемен такого консервативного института как школа, необходимо создавать новый СанПиН опережая время и учитывая, например, вопросы инсоляции, которые отличаются в разных регионах страны, но очень важны для здоровья детей.

«Какой окажется школа будущего через 10-15 лет? Какое образовательное пространство будет нужно школе? Пять классных комнат, спортзал и бассейн или большие пространства по типу коворкинга? Сохранится ли классно-поурочная система? Все эти вопросы, как и вопросы дистантного образования, необходимо учитывать при создании нового СанПиНа», – считает Юрий Зинченко.

Президент Российской академии образования предложил коллегам не идти по пути запрета, а простроить работу в логике того, чему новый СанПин будет способствовать. Также Зинченко отметил, что для создания нового СанПиНа необходимы дополнительные фундаментальные исследования.

И.о. директора института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев особо подчеркнул, что дети с ограниченными возможностями и особыми потребностями еще менее защищены в цифровом пространстве.

«На сегодняшний день мне неизвестно ни одного исследования, посвященного детям с ограниченными возможностями и особыми потребностями в цифровом пространстве. Такие исследования необходимо проводить, также, как необходимо учитывать то, что большая часть таких детей получает образование дома и эта форма образования вступает в конфликт с действующим СанПиНом», – заключил Н.Н. Малофеев.

Заместитель председателя Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Александр Костин считает, что запрещать гаджеты контрпродуктивно, а принципы цифровой образовательной среды должны предусматривать интересный и полезный контент.

«Мы видим, что дети используют гаджеты вне школы и на переменах. Сегодня гаджеты конкурируют со школой за время наших детей. Нужно переходить от запретительных методов к профилактическим. Не регулировать сколько времени можно проводить с гаджетом, в каких программах и с какой освещенностью, а принимать меры профилактики заболеваний. Понятно, что для школ эти меры будут обязательны как для института, а для семьи – рекомендательны. Мы же понимаем, что какие бы мы СанПиНы не приняли, мы не можем заставить родителей их соблюдать», – сказал А.А. Костин.

В рамках обсуждения старший научный сотрудник института стратегии развития образования РАО Дмитрий Кожевников высказал противоположную точку зрения. Он считает, что нельзя уходить от нормативов, более того, необходимо заниматься просветительской деятельностью, чтобы они соблюдались.

Доцент кафедры глазных болезней Национального медико-хирургического Центра имени Н.И. Пирогова Ирина Лещенко рассказала о данных по пандемии миопии, собранных Институтом зрения имени Брайана Холдена (BHVI) по всему миру.

«Китай, Сингапур и другие страны юго-восточной Азии уже давно бьют тревогу, потому что количество детей с миопией в отдельных регионах колеблется в районе 90%. В России пока нет таких ужасающих фактов, но миопия страшна не только тем, что дети просто наденут очки. Миопия высокой степени – это уже не просто нарушение рефракции, это заболевание, которое сопровождается развитием серьезной глазной патологии. Фактически это дистрофия сетчатки, отслойка сетчатки, катаракта, глаукома. Одним из факторов развития миопии называют то, что дети проводят мало времени на открытом воздухе», – сказала И.А. Лещенко.

Г.В. Солдатова, профессор кафедры психологии МГУ имени М.В. Ломоносова выступила с предложением создать новый нормативный документ соблюдая баланс между ценностями развития и ценностями безопасности. Также Галина Солдатова рассказала об исследовании цифровой социализации, проводимым на факультете психологии.

«Я приведу в пример данные за 2019 год: 37% подростков 14-17 лет проводят в интернете более 5 часов в будние и выходные дни, а если посмотреть только будние дни, то в среднем 6 часов в сети проводя 27% детей и 9 часов в среднем проводят 17,5%. Сегодня мы наблюдаем гипернеконтролируемую подключенность. Последние данные зарубежных исследований на больших выборках показали, что оптимальное время, которое ребенок может проводить в интернете – до трех часов. Оно показывает психологическое благополучие и позитивную корреляцию. Самое главное, что уровень когнитивного развития у этих детей лучше», – рассказала Г.В. Солдатова.

Заместитель президента РАО Игорь Павлов предложил определить 4 основных направления, в которых стоит проводить разработку предложений. Игорь Сергеевич выделил следующие направления: ребенок и все, что связано с его состоянием и здоровьем, школа, как физический объект, образовательная деятельность и информационная среда, ее составляющие и их влияние на ребенка. «Предлагаю выбрать главного эксперта по каждому из этих направлений, и по итогам работы выслушать экспертные доклады. Это станет отправной точкой в выработке наших предложений», – сказал он.

Участники первого заседания по вопросам совершенствования и актуализации санитарно-гигиенических требований к использованию современных цифровых технологий в образовательном пространстве сошлись во мнении, что те нормы, которые были установлены в рамках традиционной психологии и педагогики не соответствуют изменениям, которые происходят в образовательной среде и будут более обстоятельно обсуждены на последующих встречах.