27 января на базе Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина состоялось совместное заседание бюро Отделения профессионального образования и бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования.
На заседании член-корреспондент РАО, член Президиума РАО, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, член Комитета ГД по образованию Григорий Артемович Балыхин представил свой доклад «Результаты и перспективы мониторинга эффективности высших учебных заведений».
Григорий Артемович рассказал об особенностях мониторинга эффективности вузов, отметив, что серьезное отклонение полученных при мониторинге характеристик вуза от медиальных значений должно быть основанием для выявления причин такого отклонения и может служить поводом для проведения внеплановых проверок по линии Рособрнадзора.
«За последние 20 лет численность высших учебных заведений и филиалов выросла в 4,5 раза, при этом 80% студентов обучаются на заочной форме. Все это привело к снижению качества образования,» — сообщил член-корреспондент РАО.
Докладчик привел статистику: количество студентов за последние 20 лет увеличилось с 2,6 млн. человек до 7 млн. (на 2013 год), одновременно с этим падало количество выпускников общеобразовательных школ с 1,3 млн. до 680 тыс. человек.
Григорий Балыхин также коснулся темы единого государственного экзамена:
«ЕГЭ за последние 2,5-3 года был значительно улучшен. Мы отказались от тестов, ввели устный экзамен,» — отметил член-корреспондент РАО.
Григорий Артемович сообщил, что в 2012 году Министерство образования и науки РФ определило 5 основных критериев оценки эффективности вузов: образовательная деятельность (средний балл ЕГЭ студентов), научно-исследовательская деятельность (объем НИОКР в расчете на одного НПР), международная деятельность (численность иностранных студентов), финансово-экономическая деятельность, инфраструктура (общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента). По мнению члена-корреспондента РАО, данные критерии далеки от идеала, ведь средний балл ЕГЭ лишь отчасти характеризует образовательную деятельность вуза, а количество иностранных студентов не всегда отражает уровень международной деятельности.
В 2015 году процедура мониторинга была изменена: показатель инфраструктуры вузов не рассматривается, отражен показатель средний заработной платы преподавателя, учитывается трудоустройство выпускников.
Основным предложением Григория Артемовича стало создание Концепции развития высшего образования РФ, которая бы опиралась непосредственно на результаты мониторинга эффективности вузов. Концепция должна определить основные цели и задачи оптимизации работы вузов и критерии оценки их деятельности.
После представления доклада некоторые участники заседания выступили с небольшими сообщениями, в которых обратили внимание на основные проблемы современного высшего образования.
Был также затронут вопрос о причинах падания качества образования на всех уровнях. Одной из причин, как отметил докладчик, является отсутствие в школах хорошей материальной базы, сегодня многие школы работают в две смены, а некоторые даже в три.
В завершение заседания выступила академик-секретарь Отделения профессионального образования РАО, член Президиума РАО, Светлана Николаевна Чистякова, которая поблагодарила Григория Артемовича за представленный доклад и высказала предложение опубликовать сообщение члена-корреспондента в одном из научных педагогических журналов. Светлана Николаевна также поблагодарила представителей РГУНГ им. Губкина за возможность провести встречу на базе университета и отметила, что подписанное ранее соглашение о сотрудничестве между Российской академией образования и РГУНГ им. Губкина станет хорошим поводом вновь вернуться в стены этого вуза.
Участниками мероприятия было одобрено предложение Григория Балыхина разработать и принять Концепцию развития высшего образования, непосредственная роль в создании которой будет отведена Российской академии образования. Также было запланировано проведение в Государственной Думе в весеннюю сессию 2016 г. парламентских слушаний на тему: «О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации».