22 сентября 2020 г. состоялось расширенное заседание бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Совещание прошло в гибридном формате с использованием видеоконференцсвязи при участии членов бюро отделения общего среднего образования и представителей профессионального педагогического сообщества. Общее число участников составило более 100 человек.
С докладом, посвященным новым возможностям и потенциальным рискам школьного образования выступила член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования Наталия Леонидовна Селиванова. Её доклад прозвучал особенно актуально в связи с внесением 31 июля 2020 года изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания, подчеркнувших особую роль воспитательной составляющей образования.
В своем выступлении Наталия Леонидовна обозначила ключевые проблемы теории и практики воспитания, охарактеризовала новые векторы развития методологии, содержания и методов воспитания, возникшие благодаря обновлению нормативно-правовой базы, развитию цифровизации и повышению открытости и доступности образования, модернизации системы дополнительного профессионального образования педагогов.
Также ученый отметила, что Российская академия образования уделяет большое внимание вопросам воспитания молодежи. Исследования академических научных школ содействуют достижению национальных целей развития России через создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Н.Л. Селиванова подробно остановилась на достижениях последователей научной школы академика РАО Л.И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи». В числе результатов многолетней работы научной школы – Примерная программа воспитания, созданная в Институте стратегии развития образования РАО, широко апробированная в школах России, утвержденная ФУМО по общему образованию, подготовленная к внедрению во всех общеобразовательных организациях страны.
В ходе оживленной дискуссии участники заседания обсудили вызовы, стоящие перед системой образования, и тенденции развития теории воспитания.
На встрече обсуждалось создание при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения. Деятельность Научного совета будет содействовать координации методологических и теоретических исследований в области воспитания, решению вопросов теории и практики воспитания, нуждающихся в философском и методологическом обосновании, анализу проблем методического обеспечения воспитания.