Безопасен ли тихий мальчик с последней парты: первый межвузовский семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе» прошел в Институте образования
24-го января 2018 г. прошел первый межвузовский семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе». Организаторами семинара являются сотрудники Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ, партнеры семинара — МУ МВД, МГУ имени М.В. Ломоносова, РГПУ им. Герцена, НМИЦПиН имени В.П. Сербского.
Прошедший семинар был посвящен характеристикам школы, которые, с одной стороны, могут быть факторами риска увеличения школьной жестокости, а, с другой, напротив, тем ресурсом, который может помочь в профилактике школьного насилия. Среди проблем школьной жестокости всегда на одном из первых мест стояла школьная травля или буллинг. В международных исследованиях было показано, что почти 75% подростков, которые устраивали массовые нападения и расстрелы в школах, ранее являлись жертвами длительной и жестокой травли в школе. В контексте последних трагических событий, произошедших в российских школах, мы не можем сбрасывать этот фактор со счетов. То, как чувствует себя ребенок в школе, влияет на множество показателей, начиная с физического самочувствия и успеваемости, заканчивая склонностью к депрессиям и тревоге и/или агрессивному поведению.
Встреча началась со вступительного слова руководителя семинара, Председателя научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, академика РАО Артура Реана. В нем, подчеркивая необходимость хороших знаний в сфере асоциального поведения подростков у всех практиков образования, он привел яркие примеры того, как склонны сотрудники школ ошибаться в своих прогнозах относительно того, кто из их учеников может пойти по преступному пути. Важные для преподавателя характеристики ребенка (например, насколько он шумный, отвлекающийся, мешает вести урок) на самом деле вовсе не являются предикторами того, станет ли он убийцей или поджигателем. Поэтому необходимыми являются систематические исследования социальных, демографических, личностных, контекстуальных предикторов асоциального поведения, на основании которых возможна будет эффективная его профилактика.
На семинаре были представлены результаты исследования вовлеченности российских старшеклассников в школьную травлю, проведенного Лабораторией профилактики асоциального поведения (докладчик — М.А. Новикова). Согласно полученным данным, только 30% учащихся 9-10 классов ни разу не сталкивались с буллингом в качестве жертв; более половины всех опрошенных также хотя бы раз выступали в качестве нападающих. Были показаны социальные корреляты буллинга: дети из малообеспеченных семей, семей, где работает только мать, а также те, родители которых не имеют высшего образования, чаще становятся жертвами травли.
Отдельно были рассмотрены характеристики самой школы: в школах, где дети чувствуют себя в меньшей безопасности (как в классах, коридорах и туалетах, так и на прилегающих к школе территориях), где учителя менее доступны для эмоционального контакта или оказания помощи, а правила внутришкольного распорядка непрозрачны и не действуют для всех ребят одинаково, больше детей оказывается как жертвами, так и агрессорами.
Доклад вызвал интерес и множество вопросов у слушателей, среди которых были ведущие специалисты в области детской психологии и психиатрии, педагоги, представители общественных организаций, а также журналисты, студенты и аспиранты.
В рамках дискуссии, последовавшей за докладом, было отмечено несколько важных направлений проведения дальнейшей работы Лаборатории. Так, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ Елена Дозорцева обратила внимание на важность продолжения и углубленного изучения тематики кибербуллинга, т.к. результаты исследований показывают, что менее 10% детей, проживающих в столице, никогда не становились жертвами травли в сети.
Научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Исак Фрумин поделился собственным опытом работы в качестве директора школы в неблагополучном районе города и теми способами, при помощи которых удавалось противостоять вандализму и жестокости даже среди самых непростых подростков.
Важности работы с тематикой школьного климата посвятил свое выступление и Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович, отметив, что несмотря на то, что общий уровень подростковой преступности в школах падает, возрастает жестокость преступлений, если они все же происходят. Важно, чтобы показатели школьного климата также вошли в индексы школ в рейтингах, на текущий момент они в них не отражены. Не забывать об этнической и субкультурной принадлежности учеников, склонных к асоциальному поведению, а также миграционной истории их семей, призвал руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО Владимир Собкин.
Семинар будет носить регулярный характер, и собирать на одной дискуссионной площадке ведущих специалистов психологов, педагогов, врачей и представителей других специальностей, которые в ходе своей работы (как научной, так и сугубо практической) регулярно сталкиваются с проблематикой «трудных» детей и подростков, подростков группы риска, или уже совершивших правонарушения и находящихся на учете в правоохранительных органах.