В ходе Всероссийской научно-практической конференции «Формирование у молодежи гражданской позиции в целях противодействия идеологии терроризма и экстремизма», организованной Академией совместно с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ», специалисты обсудили и представили предложения по совершенствованию научно-методической базы для формирования у молодежи гражданской позиции в целях противодействия идеологии терроризма и экстремизма, а также системы профилактики, препятствующей распространению экстремистской идеологии в образовательной среде.
Михаил Николаевич Стриханов, и.о. академика-секретаря отделения профессионального образования, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» отметил, что вопросы, связанные с противодействием идеологии терроризма и экстремизма требуют комплексного подхода.
«В нашей стране последовательно проводится политика, направленная на профилактику и противодействие идеологии терроризма в интернете. В межведомственном взаимодействии совершенствуется законодательная база, направленная против использования интернета в экстремистских и террористических целях. Сегодня мы готовим кадры, способные системно и целенаправленно проводить работу по информационному противодействию, но это направление требует междисциплинарного включения. К сожалению, чаще всего именно подростки и молодые люди оказываются в опасности и наша задача – защитить их от воздействия со стороны экстремистских организаций», – отметил Михаил Николаевич.
Обращаясь к участникам Конференции президент РАО Юрий Петрович Зинченко выразил уверенность в том, что только во взаимодействии можно обеспечить должную системную эффективность профилактической работы по противодействию экстремизму в образовательной среде.
«Наша страна не только самая большая, но еще и межконфессиональная, что обязательно нужно учитывать. Только сообща можно предотвратить распространение негативных настроений среди молодежи, – отмечает Юрий Петрович Зинченко. – Это отражено и в действующей Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года, где закреплена приоритетность профилактики экстремизма в стране. К сожалению, сегодня мы видим, что возраст тех, кто подвергается деструктивным взглядам снижается все больше. В интернете уязвимыми оказываются представители нашего детства, поэтому первостепенной задачей является снижение уровня радикализации среди молодежи и недопущение их вовлечения в террористическую деятельность».
Основные принципы такой деятельности определены в утвержденном Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным 28 декабря 2018 года Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, предоставляющем право самостоятельно определять наиболее оптимальные формы и способы для осуществления антитеррористической профилактики.
«Студенчество является одной из самых уязвимых категорий населения для вовлечения в экстремистское сообщество и формирования радикальных идей и мировоззрения, – уверен руководитель Центра развития образования РАО Эммануил Робертович Баграмян. – Поэтому важнейшей психолого-педагогической задачей образовательных организаций становится создание системы профилактических мер, предупреждающих распространение экстремистской идеологии и поведения».
Модератором площадки выступила Вера Александровна Македонская, профессор кафедры «История» Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», начальник Культурно-исторического центра «Наше наследие», она отметила, что изменения, внесенные в Закон «Об образовании в Российской Федерации» 31 июля 2020 года, нормативно закрепили понятие воспитания, сделав его неотъемлемой частью общего образовательного процесса.
«Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Решение таких проблем особенно актуально в образовательных организациях, где под влияние цифровых технологий попадают молодые люди, находящиеся на этапе становления мировоззренческих позиций и смысложизненных ориентиров», – считает руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования РАО Ольга Александровна Ульянина.
Опыт формирования гражданской позиции студентов в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина и соответствующие концептуальные основы представила и.о. проректора по стратегическому развитию и социальному партнерству Екатерина Павловна Седых. Целью, разработанной в Мининском университете Концепции, стало создание условий, содействующих развитию социальной, профессиональной и культурной компетентности обучающихся, развитию личности, способной к самостоятельному жизненному выбору, уважающей права и свободы других людей, способной осуществлять конструктивное социальное воздействие. Екатерина Павловна отметила, что воспитательная система обеспечивает реализацию студенческих инициатив средствами проектной деятельности на базе вуза.
«Концептуализация правового просвещения и работы с молодежью в целях формирования гражданской позиции – потребность в условиях цифровизации», – считает директор научно-образовательного центра «Цифровая образовательная среда» Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Максим Валерьевич Воронин.
Врио директора Института проблем региональной экономики РАН, профессор РАО Алексей Дмитриевич Шматко подчеркнул, что «для нормального функционирования мультикультурной системы важно соблюдать основное правило: самоидентификация в рамках определенной этнической культуры не должна нарушать права других этнических групп и законы государства в целом».
«Включение теологии в научно-образовательное пространство широко обсуждается, но нельзя не отметить, что теология сегодня – мощный воспитательный ресурс, способствующий формированию гражданской позиции», – отметил руководитель Центра образования и теологии РАО Дмитрий Викторович Шмонин.
По словам заведующей кафедрой теологии СарФТИ НИЯУ «МИФИ» Оксаны Валерьевны Савченко, образовательный процесс, направленный на формирование профессиональной и гражданской компетентности будущих работников атомной отрасли, должен опираться на такую систему ценностей, которая проверена временем и отечественной культурой.
Наибольшие угрозы распространения идеологии терроризма связаны с использованием экстремистскими организациями интернета для организации скрытых каналов связи и пропаганды преступной деятельности. По оценкам экспертов, в настоящее время действуют свыше 10 тысяч сайтов, пропагандирующих терроризм и экстремизм. «Изучение идеологии терроризма как самостоятельного явления и разработка методов соответствующего реагирования имеет и научные и практические перспективы, – подчеркивает руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования РАО Ольга Александровна Ульянина, – но профилактика возможна только путем воздействия в целом на идеологические системы».
В завершении выступлений участники обсудили необходимость разработки стандартов психолого-педагогической профилактики воздействия идеологии терроризма на обучающих, методов информационного противоборства и психологического сопровождения, нацеленного на профилактику ненормативной агрессии, саморегуляции.
По итогам Конференции были сформированы предложения: инициировать проведение прикладных и сравнительных научных исследований в сфере профилактики и противодействия идеологии терроризма и экстремизма; совершенствовать научно-методическое обеспечение на основе единых методологических подходов к реализации антитеррористической и антиэкстремистской образовательной и управленческой деятельности; обеспечить условия взаимодействия представителей разных сфер деятельности (психологов, педагогов, преподавателей, общественных и религиозных деятелей и др.) посредством создания сети прочных связей специалистов из различных субъектов Российской Федерации в целях обмена опытом, распространения успешных практик воспитательной работы с молодежью, направленной против антисоциальных действий; сформировать единый банк практик, механизмов воздействия на молодежную среду и мер профилактики распространения идеологии терроризма и экстремизма, показавших долгосрочные положительные эффекты; расширять спектр учебной и внеучебной активности (спортивной, общественной, волонтерской, научной, культурной и т. д.) в целях вовлечения в общественно-направленную продуктивную деятельность большего числа обучающихся в образовательных организациях.
По результатам Всероссийской научно-практической конференции «Формирование у молодежи гражданской позиции в целях противодействия идеологии терроризма и экстремизма» будет опубликован электронный сборник материалов в Научной электронной библиотеке.