Проблемы и перспективы подготовки кадров для ядерной медицины

Меню раздела

В четверг, 16 февраля в дистанционном формате под председательством и.о. академика-секретаря Михаила Николаевича Стриханова состоялось заседание бюро Отделения профессионального образования РАО.

Открывая работу заседания Михаил Николаевич Стриханов рассказал о текущей деятельности Отделения профессионального образования РАО за период, прошедший с предыдущей встречи. Вместе с коллегами он почтил память недавно ушедших из жизни членов Отделения: экономиста и государственного деятеля РФ, доктора экономических наук, профессора, академика РАО Льва Пантелеймоновича Куракова, психолога и педагога, доктора педагогических наук, кандидата психологических наук, профессора, академика РАО Андрея Александровича Вербицкого и ученого и организатора науки, доктора экономических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Николая Ивановича Аристера.

Основной темой заседания стали проблемы и перспективы подготовки кадров для ядерной медицины о которых рассказал член-корреспондент РАО Андрей Дмитриевич Каприн.

«Ядерная медицина у нас долгое время не была признана специальностью, тогда как за рубежом nuclear medicine имеет большой научный вес, являясь одним из ключевых и междисциплинарных направлений» – сказал Андрей Каприн.

Автор доклада отметил перспективы развития ядерной медицины в России в области радиоэмболизации, радионуклидной диагностики, протонной лучевой терапии, дистанционной нейтронной лучевой терапии и тераностики.

В качестве первоочередных задач, необходимых для развития ядерной медицины в России, Андрей Дмитриевич обозначил создание собственных образцов тяжелой техники для лучевой диагностики и терапии, создание и развитие «сквозных» лабораторий экспертного класса, организацию полного цикла производства в стране – от разработки сырья до вывода на рынок новых радиофармацевтических препаратов (РФП), усовершенствование законодательной базы и развитие кадрового потенциала по конструированию, производству, испытанию, введению в серийное производство РФП и аппаратуры ядерной медицины.

Основную часть доклада занял вопрос подготовки кадров для отрасли ядерной медицины в России. По словам Андрея Дмитриевича Каприна основными отечественными центрами исследований в области методов ядерной медицины являются НБИК-центр Курчатовского института и Институт теоретической и экспериментальной физики, Институт физики высоких энергий (ИФВЭ, Протвино), Петербургский институт ядерной физики (ПИЯФ, Гатчина), МРНЦ им. А.Ф. Цыба, Обнинск.

«Профессиональные стандарты для врачей-радиотерапевтов и врачей-радиологов, предложенные Российской ассоциацией терапевтических радиационных онкологов в 2019 году, сейчас находятся на рассмотрении в Министерстве здравоохранения РФ, – сказал Андрей Каприн. – Разработанный Ассоциацией медицинских физиков России в 2018 году профессиональный стандарт медицинского физика до сих пор не утвержден. Также, необходимо разработать профессиональный стандарт медицинской сестры отделения радиационной онкологии (оператора лучевых установок)».

По мнению учёного, при подготовке медицинских физиков отсутствует четко закрепленная образовательная траектория, нет профессионального стандарта, системы сертификации и аккредитации медицинского физика. Также, не проводится оценка знаний медицинских физиков в течение всей трудовой деятельности, что создает предпосылки для возникновения ошибок при назначении лечения.

Андрей Дмитриевич сообщил, что образовательный стандарт по специальности «Медицинская физика» был утвержден в 2000 году, а в 2009 специальность перешла на 2-х уровневую систему подготовки кадров. Здесь возникла проблема – в новых стандартах исчезла медицинская составляющая подготовки. Специальность «Медицинская физика» перешла в направление «Физика». Позже, изменился перечень специальностей и направлений, по которым вузы осуществляют обучение, потому что в 2014-2015 годах были утверждены стандарты ФГОС ВО 3+ по направлению «Физика».  Набор дисциплин начала формировать образовательная организация. Сейчас подготовка специалистов ведется по направлению «Физика и астрономия», а специалист после окончания учебного заведения получает квалификацию «бакалавр» или «магистр» по специальности «Физика».

«Есть утвержденная Министерством здравоохранения Российской Федерации и внесенная в штатное расписание отделений радиотерапии и радионуклидной диагностики должность медицинского физика, – рассказал Андрей Дмитриевич. – При трудоустройстве возникает ситуация, когда в Минздраве РФ у специалиста требуют наличие диплома о высшем образовании медицинского физика, а в вузах специальность медицинского физика ликвидирована».

В конце доклада Андрей Дмитриевич Каприн отметил необходимость создания межведомственной рабочей группы по подготовке кадров для ядерной медицины в России. Он высказал мнение о необходимости актуализировать и утвердить профессиональные стандарты «Медицинский физик», «Радиационный технолог», «Радиационный химик», утвердить отдельные ФГОСы по направлению «Медицинская физика» (к уровням подготовки – специалитет и магистратура), ФГОС по направлению «Радиофармацевтика» (ординатрура), «Радиохимия» (магистратура).

Завершилось заседание бюро Отделения профессионального образования РАО обсуждением представленного доклада и подведением итогов работы отделения в 2020 году.