Президент Российской академии образования академик РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Российского психологического общества, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России, главный внештатный педагог-психолог Минпросвещения РФ Юрий Петрович Зинченко на V Всероссийском совещании кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья рассказал о влиянии дистанционного образование на всех участников образовательного процесса, организации и координации психологического сопровождения образования в период пандемии COVID-19.
Юрий Петрович Зинченко детально рассказал о том, как в короткие сроки было организовано психологическое сопровождение системы образования в стране, а мировое психологическое сообщество объединилось для выработки объективной оценки и взвешенных подходов в борьбе с последствиями пандемии COVID-19 опираясь на осмысленный опыт, накопленный в разных странах.
«В психологическом сопровождении систем здравоохранения и образования в период пандемии важен, прежде всего, прикладной аспект. Мы все ждали появления вакцины, но не менее важным было поддержание психологического благополучия населения и формирования ситуации сотрудничества и доверия, благодаря усилиям и компетенциям специалистов, при которой люди были бы готовы сделать прививку», – рассказал академик.
Среди основных сложностей, с которыми пришлось столкнуться всем участникам образовательного процесса на дистанционном обучении, ученый выделил необходимость освоения цифровых образовательных платформ, снижение мотивации и уровня включенности обучающихся, кибербуллинг, депривацию живого общения преподавателя и обучающегося, проблемы самоорганизации в условиях дистанта, низкий уровень психологической готовности к дистанционному образованию, высокий уровень неопределенности и непредсказуемости.
Также Юрий Петрович, представил рекомендации Российского психологического общества по организации дистанционного обучения в школах и вузах. Ведущие специалисты РПО и РАО осуществляли бесплатные консультации на горячих линиях для школьников, студентов, учителей и преподавателей России. Был подготовлен цикл из 46 онлайн вебинаров и мастер-классов для школьников 8-11 классов по различным темам: психологической готовности к ЕГЭ и экзаменам, снижению учебного стресса, повышению уровня самоорганизации и саморегуляции в условиях дистанционного образования.
Для того, чтобы оценить динамику эмоционального состояния и когнитивных процессов, узнать, как и когда необходимо прислушаться к изменениям, происходящим в условиях самоизоляции и найти способы повысить собственную эффективность и хорошее настроение дома Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова совместно с Российским психологическим обществом, Российской академией образования и другими научными образовательными центрами запустили Всероссийский научный проект #Исследуемдома. Участие в исследовании приняли свыше 100 000 респондентов. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российского союза ректоров.
Опыт психологического сопровождения пандемии COVID-19 в России и за рубежом будет обобщен в международной научной монографии на русском языке «Психологическое сопровождение в период пандемии» и специальном выпуске единственного в России научного периодического издания на английском языке по психологии Psychology in Russia, приглашенным редактором которого стал президент Китайского психологического общества Буксин Хан.
Всероссийское совещание кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья проходит в пятый раз при поддержке Федерального научно-практического центра подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения и Фонда международного медицинского кластера. Пленарное заседание совещания было посвящено вызовам, с которыми столкнулись образовательные организации в 2020 году. Ведущие эксперты в течении двух дней будут делиться опытам, обсуждать проблемы и пути внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс.