30 мая состоялась встреча президента Российской академии образования Людмилы Алексеевны Вербицкой и вице-президента Российской академии образования, декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Петровича Зинченко с членом Британского психологического общества Ариком Сигманом.
В ходе встречи обсуждались вопросы влияния цифровых технологий, интернета и социальных сетей на развитие, обучение и воспитание современных детей.
Участники встречи признали рост психологических рисков для когнитивного и эмоционального развития детей в связи с внедрением гаджетов и информационных технологий в процесс обучения и воспитания.
Людмила Алексеевна рассказала о новом приоритетном проекте «Цифровая школа», создание и развитие которого предполагает использование цифровых технологий в образовательном процессе в качестве новых средств и методов обучения. Также она сообщила о необходимости межведомственного регулирования и обеспечения информационной и психологической безопасности школьников в России и в мире.
Юрий Петрович рассказал британскому коллеге о разработанной и утвержденной Министерством образования и науки РФ Концепции развития психологической помощи в системе образования РФ до 2025 года, которая предполагает реализацию приоритетных мер по снижению рисков возникновения интернет-зависимостей, компьютерной и игровой зависимостей у детей различных возрастов.
«Психологическая служба в образовании может и должна обеспечить гармоничные и безопасные условия для обучающихся, регулируя и контролируя внедрение цифровых технологий в образовательный процесс таким образом, чтобы они являлись оправданными и эффективными средствами для познавательного развития и социальной адаптации детей и подростков”, – подчеркнул Ю.П. Зинченко.
Людмила Алексеевна также рассказала о существующих в России проблемах снижения грамотности русского языка как последствия вовлечения современных детей и подростков в виртуальное общение, которое, по мнению президента РАО, является сильно упрощенным по сравнению с реальным взаимодействием.
«Дело не только в падении грамотности, но и обеднении, упрощении, ненормативности устной речи, – выразила мнение Л.А. Вербицкая. – Проблемы правильного написания были всегда: и двадцать, и сорок, и сто лет назад, потому, что правила написания в русском языке очень сложные, они базируются на морфологическом принципе. Чтобы понять, какую букву следует писать в безударной позиции, следует поставить её в сильную позицию, а это непросто. Но раньше многие, не зная правил, справлялись с правописанием прекрасно, потому, что они постоянно читали — их выручала зрительная память.»
Арик Сигман поддержал позицию Л.А. Вербицкой, рассказав о существующих проблемах современного английского языка, который также теряет грамотность из-за упрощения общения в социальных сетях.
По итогам встречи было принято решение о необходимости проведения совместных исследований, направленных на минимизацию рисков внедрения цифровых технологий в развитие детей и на повышение уровня культуры, грамотности и образования современного поколения посредством организации высоковалифицированной психологической службы в системе образования и повышения профессиональной компетенции педагогов на всех уровнях образования.