15 апреля в Москве в дистанционном формате состоялось Всероссийское семинар-совещание «Ценностно-мировоззренческий потенциал учебных дисциплин (модулей, курсов) основ религиозной культуры и светской этики в формировании гражданской идентичности обучающихся», организованный Российской академии образования при поддержке Научно-образовательной теологической ассоциации.
Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха министерства просвещения России Наталия Александровна Наумова подчеркнула, что вопросы воспитания в сфере образования являются ключевыми, существенными и важными. «Заявленная сегодня тематика – формирование и развитие гражданской идентичности обучающихся, одна из самых сложных направлений в сфере воспитания, – отметила Наталия Александровна. – Очень важным компонентом воспитания являются не только ценности и смыслы, но и социально-личностные примеры поведения людей, которые могут быть приняты учащимися как пример для подражания».
Член президиума Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку Алина Афакоевна Левитская рассказала о ценности русского языка в контексте межнационального и межконфессионального общения, отметила государствообразующую, объединяющую и связующую роль русского языка. «На протяжении всей истории становления и развития российской государственности русский язык выполнял особую миссию в деле консолидации народов России в единую цивилизационную общность, – сказала Алина Афакоевна. – Именно он являл собою жизненное пространство для межнационального общения, обеспечивал взаимопроникновение и взаимообогащение языков и культур, знакомил представителей других народов с богатством русской и разнообразием мировой культуры, достижениями русской и мировой науки, формировал кадры национальной интеллигенции».
Научный сотрудник Центра по профилактике экстремизма в сфере образования и молодежной среде РГПУ имени А. И. Герцена Александра Олеговна Блинкова представила исследование отражения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина и традиционных ценностей в учебниках ОРКСЭ. Она отметила, что концепция выражает общеобразовательной школе социальный заказ и определяет современный национальный воспитательный идеал высоконравственного, творческого и компетентного гражданина.
В ходе семинара, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета Владимир Михайлович Меньшиков рассказал о возможностях системного изучения в школе традиционных духовно-нравственных ценностей России, заведующая кафедрой систематической теологии Российского исламского института Татьяна Евгеньевна Седанкина представила краткий обзор состояния преподавания курса ОРКСЭ в Республике Татарстан. Руководитель Центра библеистики и иудаики РГГУ, заместитель председателя Экспертного совета ВАК при Министерства образования и науки Российской Федерации по теологии Леонид Фридович Кацис сообщил о проблемах, возникающих при изучении иудаики в рамках курса ОРКСЭ, а заведующая кафедрой теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева Татьяна Григорьевна Человенко рассказала о религиозной педагогике в контексте православия, декан философского факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского Михаил Олегович Орлов отметил способы повышения качества преподавания ОРКСЭ в регионах России.
Подводя итоги семинара, председатель экспертного совета по теологии ВАК и модератор совещания Дмитрий Викторович Шмонин подчеркнул важную роль теологической компоненты в процессе подготовки педагогических кадров для средней школы и преподавателей для вузов.
Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА) создана в 2018 году в целях объединения научно-организационной, научно-методической и экспертной деятельности российских вузов в сфере теологии. НОТА призвана способствовать развитию теологии как отрасли научного знания и комплекса дисциплин, включающих в себя ценностно-мировоззренческое ядро образования. Сегодня в ассоциацию входят более 60 вузов: помимо крупнейших федеральных университетов – целый ряд опорных региональных и отраслевых учебных заведений, а также ведущие духовные школы Русской православной церкви и исламские вузы.