С 16 по 20 мая в Москве прошло крупнейшее в России мероприятие в области дошкольного образования – VII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE Conference).
В этом году главным глобальным трендом и темой конференции ECCE стало будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации. В конференции приняли участие представители 40 стран, 78 субъектов России, деловую и открытую программу ЕССЕ посетили около 3500 человек.
Проблемы образования и воспитания детей обсуждались с привлечением широкого круга экспертов в формате научных секций, круглых столов, панельных дискуссий. В работе приняли участие представители ЮНЕСКО (в том числе Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО), Всемирного банка, Российской академии образования, Министерства просвещения, Министерства здравоохранения, Общественной палаты РФ, профильных комитетов Государственной Думы РФ, Исполнительного комитета СНГ.
В приветственном слове, адресованном гостям конференции, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий отметил рекордное количество участников и подчеркнул, что 2018-й год стал началом «Десятилетия детства», объявленного Президентом России В. В. Путиным.
«Тема образования детей раннего возраста, — заметил Виктор Антонович, — междисциплинарная. Сейчас совместно с Российским психологическим обществом мы создали Междисциплинарный центр детства. В поле зрения этой организации находятся такие глобальные вопросы, как влияние цифровизации на развитие детей, цифровая педагогика, формирование психологической устойчивости у детей в связи с экстремистскими проявлениями в обществе и другие».
С письмом к собравшимся обратилась Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева. В нем говорится: «Никогда человек не бывает так уязвим и зависим от взрослых, как в детстве. Поэтому столь важным событием в сфере образования является VII Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста», благодаря которой транслируется богатый международный опыт экспертов, ученых и практиков в этой области».
По словам представителя Министерства просвещения А.Е. Петрова, отметившего значимость происходящего в МГУ события, не случайно воспитание и обучение стоят через союз «и», так как это в действительности неразрывные вещи. «Сегодня признано, что система дошкольного образования, сложившаяся в России, — одна из самых конкурентоспособных в мире благодаря фундаментальным научным разработкам Льва Выготского и других выдающихся российских ученых и педагогов», – сказал он.
В адрес участников конференции были направлены приветствия Комитета совета федерации по науке, образованию и культуре, Исполнительного комитета СНГ, Агентства стратегических инициатив.
Конференция впервые прошла под патронатом ЮНЕСКО, в предыдущие годы мероприятие проходило под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Новый статус помог конференции обрести поистине глобальный масштаб. В приветственном слове к гостям Председатель Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Г.Э. Орджоникидзе назвал мероприятие «блестящей площадкой для обмена передовым опытом, вносящей существенный вклад в достижение Цели устойчивого развития 4.2, призванной обеспечить к 2030 году всем детям доступ к качественным системам развития, ухода и дошкольного образования».
Одним из самых ожидаемых гостей ЕССЕ-2018 была госпожа Йоши Кага, признанный эксперт, куратор проектов ЮНЕСКО в области воспитания и обучения детей, специалист по вопросам инклюзивного образования и гендерного равенства. Особым вниманием на пленарном заседании пользовались доклады президента Международного психологического союза при ЮНЕСКО Сазасивэна Купера (ЮАР) и главы Индонезийского психологического общества Сегера Хэндойо (Seger Handoyo) .
«Ребенок – центр будущего, — сказал С. Купер. – Дети имеют право не только на удовлетворение базовых потребностей в питании, получении имени и поддержании здоровья, но и на чистоту посланий, которые мы, взрослые, ежедневно невольно направляем им через СМИ – о войнах, насилии и убийствах. В наших интересах обеспечить безопасность нашего общего будущего».
В ходе заседания Российским психологическим обществом были подписаны меморандумы о сотрудничестве с Панафриканским психологическим союзом и Индонезийским психологическим обществом. Подписание данных соглашений – еще один большой рывок в области консолидации усилий психологического сообщества в решении острых глобальных проблем. В предыдущие годы Российским психологическим обществом уже были подписаны соглашения о сотрудничестве с США, Канадой, Великобританией, Испанией, Японией. Некоторые из них заключались в ходе Международных конференций ЕССЕ прошлых лет.
Также было подписано соглашение о сотрудничестве между Международной педагогической академией дошкольного образования (МПАДО) и кафедрой глобальных процессов при ЮНЕСКО. Уже в 2018 году международная рабочая группа приступит к исследованию, посвященному влиянию электронных устройств на детей младшего возраста.
В интервью телеканалу “Россия-24” директор Международной конференции ЕССЕ М.А. Елькин рассказал: «Эгида ЮНЕСКО дает очень высокий международный статус, признание сферы дошкольного образования стратегически важной. Для самих работников дошкольного образования такое признание – мощный двигатель, возможность проявлять инициативу и повышение статуса воспитателя. Третье – та медийность, которую обеспечивает ЮНЕСКО. Общество видит это признание, и происходят стратегические изменения на всех уровнях: в профессиональных группах, в государстве, в обществе».
В общей сложности деловая программа ЕССЕ-2018 включила 25 тем. Говоря о наиболее значимых событиях, стоит отметить:
Последний день работы конференции по решению Оргкомитета был посвящен Открытой образовательной программе для педагогов и родителей. В этот день Шуваловский корпус МГУ принял более 2300 воспитателей детских садов, методистов, молодых ученых, родителей. Для посетителей программы прошли мастер-классы, лекции, семинары от производителей развивающих товаров для детей, авторов образовательных методик, выставка «Современное дошкольное образование». Свое слово в программе впервые сказали разработчики IT-платформ для детского сада, созданных для улучшения взаимодействия в цепочке педагог-ребенок-родитель. Гвоздем программы стал первый Оpen Talk по дошкольному образованию ECCETALK + МЕЛ, где необычный и свежий взгляд на вопросы воспитания представили родители, частные психологи, коучи по коммуникациям.
Оргкомитет мероприятия уже приступил к планированию Конференции-2019 и в ближайшее время станут известны точные даты проведения в следующем году.