В преддверии II Всероссийского съезда работников дошкольного образования в студии «Радио России» о вопросах предстоящего мероприятия и ситуации в дошкольном образовании в целом в программе «Персона грата» рассказала директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец.
В начале передачи Татьяна Волосовец отметила, что сегодня «детский сад перестал быть “камерой хранения для детей”, о чём можно было услышать еще 15-20 лет назад», а родители все больше интересуются различными обучающими программами в детском саду. Подобное разнообразие, по мнению директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО, ведет к улучшению качества образования, а также предоставляет образовательным организациям и родителям дошкольников право выбора.
Важным фактором успешного развития ребенка, по мнению специалиста, является комфортная психологическая обстановка в дошкольном учебном заведении. Именно это устанавливает новый ФГОС, определяющий щадящие формы взаимоотношений ребенка и воспитателя.
Основная идея нового образовательного стандарта – детство ради детства. Татьяна Волосовец подчеркнула, что полноценное развитие ребенка дошкольного возраста должно осуществляться с помощью развивающих и обучающих игр, но никак не путем строгой дисциплины.
Немаловажным вопросом является профессионализм воспитателей, особенно в период процесса «старения» кадров, когда средний возраст дошкольного воспитателя в регионах России составляет 50 лет, а в Москве – 38 лет. В подобной ситуации возможен одновременный уход педагогов на заслуженный отдых – так называемая «кадровая дыра». Как справедливо заметила Татьяна Волосовец, университеты и колледжи выпускают достаточное количество дошкольных воспитателей, но из-за пока еще неконкурентоспособной заработной платы молодые специалисты не охотно идут работать в детский сад. Сегодня ситуация меняется, заработная плата воспитателя в детском саду приближается к средней по экономике региона.
Еще одной важной темой беседы стал вопрос воспитания детей в домашних условиях. Татьяна Волосовец отметила, что полноценное развитие и социализация ребенка возможны только в коллективе и лишать ребенка этого неправильно, а с другой стороны, индивидуальное развитие может дать ребенку больше, нежели коллективное.
Важным вопросом является образование детей с особенностями развития. Директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО считает, что лучший вариант для такого ребенка – инклюзивное образование. В подобных группах дети с особенностями развития и обычные дети обучаются совместно. Татьяна Волосовец указала на успешный опыт итальянских коллег, где практически все дошколята обучаются вместе. По мнению специалиста, это хорошо и для ребенка с отклонениями, который потом может пойти в обычную школу, и для здоровых детей, ведь это учит их не быть агрессивными и жестокими.
Ток-шоу “Персона Грата” на “Радио России” с участием Татьяны Волосовец