Патриотическое воспитание в России стало темой для обсуждения на заседании бюро отделения общего среднего образования РАО, прошедшем 23 июня в дистанционном режиме работы. С докладом по теме выступила доктор психологических наук, доцент, профессор РАО Татьяна Валерьевна Разина.
В своем выступлении Т.В. Разина подчеркнула, что патриотическое воспитание молодежи является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации, основные цели и задачи которого изложены в программе патриотического воспитания молодежи на 2016-2020 гг., принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №1493. Согласно программе, патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
По словам докладчика, при всем многообразии опыта воспитательной работы, и в том числе патриотического воспитания, в РФ пока отсутствуют фундаментальные исследования этого вопроса, соединяющие в себе эмпирические данные и теоретические выводы.
«Мы видим, что методических материалов по патриотическому воспитанию, которые бы соединяя в себе нашу славную историю, отвечали запросам, требованиям и особенностям мировосприятия сегодняшней молодежи, недостаточно. Любое педагогическое и психологическое воздействие ложится на психику ребенка не как на «чистый лист», а на уже сформированную и продолжающую формироваться систему представлений, мнений, знаний, ценностей задатков, умений, целей и жизненных планов. С этой позиции патриотическое воспитание в любом возрасте должно учитывать тот когнитивно-нравственный фон, «багаж» ребенка или подростка, на который оно накладывается. Именно поэтому целью наших исследований было изучение патриотического сознания молодежи. Чтобы воспитывать патриотизм, необходимо представлять, как его видит молодежь и на основе этого видения уже проводить свою работу по формированию нужных понятийных, эмоциональных и поведенческих категорий», – считает Татьяна Валерьевна.
На заседании были представлены результаты проведенного цикла исследований содержания патриотического сознания, в которых принимали участия молодые люди от 16 до 23 лет, проживающие в Москве, Ярославле, Сыктывкаре, Рязани и Иркутске.
В поддержку доклада выступил академик РАО С.Л. Кандыбович, об актуальности и многоаспектности проблемы патриотического воспитания, в частности, и проблемы воспитания, вообще, высказались заместитель президента РАО И.С. Павлов, члены-корреспонденты РАО Е.Л. Вартанова, Т.С. Назарова, А.Ю. Лазебникова. В дискуссии также приняли участие представители Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), Амурского государственного университета (Благовещенск), Дальневосточного федерального университета (Владивосток).