13 ноября 2020 года в Российской академии образования в дистанционном режиме с использованием видеоконференцсвязи состоялось заседание бюро отделения психологии и возрастной физиологии. Главной темой обсуждения на заседании стали фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем в культуре, образовании и науке. С докладом об этом выступил член-корреспондент РАО доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Генрих Владиславович Залевский.
Ученый рассказал о фиксированных формах поведения, проявляющихся на уровне индивидуальных систем отдельного человека и групповых систем на примере семьи, государства, профессиональных сообществ и организаций, этноса и общества в целом, проявляемых в культурном и транскультурном пространстве, образовании, науке, психологической практике, в норме и патологии. Анализ природы их возникновения Генрих Владиславович представил, опираясь на литературные данные и собственные многолетние экспериментально-психологические исследования. В эксперементальном исследовании профессора приняли участие свыше 1150 испытуемых – 550 здоровых и 600 пациентов с широким спектром психических расстройств. В результате, основываясь на биопсихосоционоэтической модели природы человека и его здоровья, а также системно-сетевом подходе Г.В. Залевскому удалось предложить модели, объясняющие природу и сущность фиксированных форм поведения. Среди них нейродинамическая, энергетическая, филогенетическая, онтогенетическая, личностно-средовая, диспозиционная, стрессогенная, патогеническая, когнитивно-поведенческая.
По словам Г.В. Залевского особенно актуальной проявляет себя проблема фиксированных форм поведения в ситуациях социальных изменений, потрясений и катаклизмов – революций, перестроек, радикальных реформ. Сегодня в одной из таких ситуаций – ситуации пандемии, находится весь мир. Для нее характерны изменения привычного образа жизни, традиций, стереотипов и установок, что оказывает сильное влияние на биопсихосоциодуховное здоровье человека.
«Пандемия «ударила» и по образованию, форсировав его цифровизацию, переход на дистанционное обучение, к которому далеко не все участники образовательного процесса оказались готовы. Неготовность эта продиктована новыми моделям коммуникации и использованием для этого соответствующих средств и способов. При всех имеющихся плюсах дистантного образования, оно имеет и целый ряд недостатков, в том числе и психологических – довольно радикальная смена привычных условий обучения и, в связи с этим, необходимость преодоления фиксированных форм поведения, что означает отказ от целого ряда привычек и средств проявляется в виде сильного дистрессора», – считает Генрих Владиславович Залевский.
Выступление Генриха Владиславовича Залевского вызвало активную дискуссию среди членов бюро отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Заслушав и обсудив выступлении, участники отметили научно-практическую значимость представленного исследования. Г.В. Залевский не только представил анализ, но и указал на возможности коррекции, в том числе в форме психолого-педагогической супервизии в образовании как средства профилактики и коррекции фиксированных форм поведения.