Ежемесячное заседание Президиума Российской академии образования состоялось 20 ноября 2019 года. Члены президиума обсудили систему учительского роста и проектирование психологически безопасной образовательной среды.
Заседание началось с награждений. Медаль «Молодым ученым за успехи в науке» Российской академии образования была вручена:
Александру Гаргянцу, учителю математики Университетской гимназии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», – за разработку новых технологий, обеспечивающих развитие образовательной сферы;
Галине Ефимовой, кандидату социологических наук, доценту, доценту ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», – за результаты, внесшие значительный вклад в развитие теории и методологии междисциплинарных исследований в области наук об образовании;
Юлии Жемерикиной, кандидату психологических наук, доценту кафедры гуманитарных и общественных наук Института инновационных технологий и государственного управления ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет», – за результаты научно-исследовательских, экспериментальных и эмпирических работ, внесших значительный вклад в развитие психологии;
Павлу Калашникову, кандидату технических наук, начальнику управления стратегического развития ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина», – за результаты междисциплинарных научно-исследовательских работ, экспериментальных и эмпирических исследований, внесших значительный вклад в развитие наук об образовании;
Юлии Мироновой, старшему преподавателю ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», – за результаты, внесшие значительный вклад в развитие теории и методологии педагогики;
Алену Сильченко, старшему преподавателю кафедры математического и естественнонаучного образования института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», – за результаты научно-исследовательских, экспериментальных и эмпирических работ, внесших значительный вклад в развитие педагогики;
Щербаковой Александре Эдуардовне, кандидату биологических наук, доценту кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет», – за результаты, внесшие значительный вклад в развитие теории и методологии психологии;
Диплом доцента Российской академии образования получили:
Александр Гриншкун, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатизации цифрового образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». и А.В. Гриншкун прикреплен к отделению философии образования и теоретической педагогики РАО.
Евгения Опфер, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». Е.А. Опфер прикреплена к отделению философии образования и теоретической педагогики РАО.
Денис Дунас, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры теории и экономики средств массовой информации факультета журналистики ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». Д.В. Дунаса прикреплен к отделению общего среднего образования РАО.
Заслушав сообщение президента РАО академика РАО Юрия Зинченко о текущей деятельности Академии, члены Президиума перешли к докладам.
«Проектирование психологически безопасной образовательной среды на примере Ленинградской области» – такова была тема доклада председателя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергея Тарасова. «В Ленинградской области образование рассматривается не только как ресурс формирования человеческого капитала, но и как ресурс повышения качества жизни. Сегодня «человеческий капитал» и «качество жизни» являются не только экономическими категориями, но и категориями социальной безопасности. Человеческий капитал предусматривает кроме наличия общих и специальных знаний, еще и наличие умений отстаивать свою жизненную позицию, самостоятельно принимать социально значимые решения. Для этого, начиная с детских садов и школ, должны быть созданы соответствующие условия. Одно из важнейших условий – психологическая безопасность ребенка, педагога, родителя», – сказал он.
«Об обсуждении проблематики создания национальной системы профессионального роста педагогических работников (НСПР ПР)» сообщил и.о. академик-секретарь Отделения общего среднего образования РАО, член-корреспондент РАО Борис Карев.
О деятельности рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины», рассказала и.о. вице-президента РАО академик РАО Ларис Цветкова. «В РАО 5 ноября 2019 года создана рабочая группа по проведению анализа нормативных актов в системе образования РФ. Анализ 70 актуальных нормативных актов системы образования РФ и обсуждение с членами рабочей группы позволяют заключить, что действующее в настоящее время федеральное законодательство в сфере образования не противоречит процессам развития системы образования в Российской Федерации <…> Однако, предлагаю в течение недели направить предложения в адрес рабочей группы по нормативно-правовому регулированию деятельности системы образования», – сказала Лариса Александровна.
О подготовке к заседанию Попечительского совета РАО 3 декабря 2019 года и ходе подготовки к общему собранию членов Российской академии образования 12-13 декабря 2019 года сообщил главный ученый секретарь президиума РАО академик РАО Игорь Гайдамашко.
Также был рассмотрен ряд процедурных вопросов. Следующее заседание Президиума РАО состоится в декабре 2019 г.