На Южном Урале оценили влияние нацпроектов на развитие педагогического образования

По инициативе Южно-Уральского научного центра РАО 12 сентября на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета прошла Научная сессия «Стратегия развития педагогического образования Российской Федерации: реализация национальных проектов на Южном Урале».

Целью научной сессии было определение стратегии развития педагогического образования Российской Федерации через реализацию стратегии научно-технологического развития РФ, национальных проектов, выработка технологии формирования у научного сообщества Южного Урала исследовательских компетенций на основе приоритетных задач развития науки, техники, инновационной деятельности в образовании.

В мероприятии приняли участие свыше 250 человек – руководители научных проектов, социальные партнёры факультетов университета, педагоги образовательных организаций города Челябинска и Челябинской области, ученые университетов России, Уральского и Тюменского научных центров РАО, а также социальные партнеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Кургана, Шадринска, Башкирии.

Открыла сессию Татьяна Чумаченко, и.о. ректора ЮУрГГПУ, директор ЮУНЦ РАО. «Сегодня мы проводим первую научную сессию Южно-Уральского научного центра РАО, посвященную юбилею нашего вуза – его 85-летию. Созданный год назад, центр стал заметным явлением в научно-педагогическом сообществе города Челябинска и Челябинской области. Тема сессии является для нас как нельзя более актуальной. Развитие педагогических вузов в России всегда было связано со стратегией развития педагогического образования, значительную роль в котором играет педагогическая наука. Сегодня эта проблема актуализирована национальными проектами «Наука» и «Образование», – отметила Татьяна Александровна.

С приветственным словом к собравшимся обратились первый заместитель губернатора Челябинской области И.А. Гехт, первый заместитель Министра образования и науки Е.А. Коузова, профсоюзные и общественные деятели – социальные партнеры ЮУНЦ РАО.

С доклада и.о. академика-секретаря Отделения основного и среднего общего образования Российской академии образования Бориса Карева о стратегии развития современного педагогического образования в России началось пленарное заседание научной сессии. Оно продолжилось выступлениями С. В. Портье, председателя комитета по делам образования г. Челябинска, члена ЮУНЦ РАО; Л. М. Волосниковой,  директора Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, члена Тюменского научного центра РАО; Н. О. Вербицкой, директора института, руководителя центра инновационных технологий инженерного образования Уральского государственного лесотехнического университета, члена Уральского НЦ РАО; Е. А. Гнатышиной, директора Профессионально-педагогического института ЮУрГГПУ.

Представленные педагогические методики и технологии, примеры сетевого взаимодействия, наработанные образовательной системой Челябинска; современные междисциплинарные методологические подходы в общей и профессиональной педагогике; кейс Тюменского гоcударственного университета – подготовка педагогов на основе индивидуальных образовательных траекторий; проблемы современного профессионального образования вызвали у участников сессии большой интерес и живую дискуссию.

Т. А. Чумаченко и Б. А. Карев торжественно вручили Свидетельства о членстве в ЮУНЦ РАО образовательным организациям Челябинска и Шадринска.

Обсуждение докладов продолжилось в 7 педагогических кейс-лабораториях. Прошли они в форматах методологических семинаров, дискуссий, мастер-классов, круглых столов, школ исследователя. В общей сложности на них выступили с докладами, научными сообщениями, презентациями, стендовыми обобщениями опыта работы свыше 80 чел, из них 32 доктора и 49 кандидатов наук по 8 академическим направлениям, молодые ученые, аспиранты, соискатели –практики образования.

Тематика была разнообразной: подготовка учителя новой формации в цифровом пространстве; развитие региональной системы дошкольного и инклюзивного образования; здоровьесберегающее образование; сетевое взаимодействие организаций науки и образования; профессионально-педагогическое образование; процессы социализации личности в поликультурной и многоконфессиональной среде социокультурного пространства Южного Урала, – но все пытались ответить на вопрос о главном. Какой он, учитель будущего?

Справочно:

Южно-Уральский научный центр Российской академии образования интегрирует возможности науки и профессионального образования, проводит комплексные междисциплинарные фундаментальные и прикладные исследования непрерывного педагогического образования, общего и профессионального образования, является базой развития ЮУрГГПУ как научно-образовательного центра. В данный момент ЮУНЦ РАО работает в рамках комплексной программы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности на 2018-2020 годы «Педагогическое образование на Южном Урале: научные основы развития и инноваций».