17 сентября факультет журналистики МГУ и Российская академия образования провели круглый стол «Инновационные направления медиаобразования в контексте формирования медиаграмотности “цифровой” молодежи». В работе круглого стола приняли участие преподаватели и исследователи факультета журналистики МГУ, члены РАО, журналисты и школьные учителя.
Открыл мероприятие вице-президент РАО Н. Н. Малофеев. Он отметил особую роль журналистики и СМИ при решении проблем в образовательной сфере. По мнению академика РАО М. Л. Левицкого, одной из таких проблем становится преобладание темпов технологического прогресса над скоростью осознания медиасообществом рисков и негативных последствий этого процесса.
С вводным докладом «Медиаграмотность “цифровой молодежи”: актуальные подходы к новым вызовам» выступила декан факультета журналистики МГУ, профессор, член-корреспондент РАО Е. Л. Вартанова. «Новые реалии требуют новых походов, и в этом смысле расширение традиционного понятия грамотности за счет формирования навыков и понимания природы и основных принципов функционирования медиа становится сегодня крайне важным», – подчеркнула Елена Леонидовна. Она назвала три ключевые цели медиаобразования: создание информационной безопасности ребенка, воспитание медиакультуры и развитие медиаграмотности.
Главный редактор «Учительской газеты» А. Д. Хасавов затронул вопрос о новой роли школы в эпоху искусственного интеллекта. Арслан Дагирович указал на необходимость развития профильных классов, кружков, студий по журналистике. Журналист предложил учредить премию, которая будет отмечать работу педагогов-руководителей школьных центров СМИ. Его идею поддержал приглашенный на круглый стол Секретарь Союза журналистов России Р. А. Серебряный.
Об опыте формирования медиаклассов в рамках основной образовательной программы и профильного класса рассказала директор школы № 1253 Н. А. Акулова. Д. И. Аблихарова, педагог дополнительного образования ГБОУДО ЦО Замоскворечье, представила работу мультимедийного центра как инструмента профориентации старшеклассников.
Т. И. Фролова, профессор факультета журналистики МГУ, поделилась результатами исследования мнений агентов социализации о медиаобразовании. Так, по данным исследования, большинство учителей и родителей позитивно относятся к использованию интернета, аргументируя это тем, что «ребенок дома». При этом большинство родителей уверены, что контролируют медиаповедение детей. «Важно обратить внимание учителей и родителей на то, что медиаобразование по своему значению в жизни ребенка сегодня не уступает школьному», – прокомментировала результаты Татьяна Ивановна.
М. Е. Аникина, доцент факультета журналистики МГУ, рассказала о стратегиях и ресурсах медиаобразования в цифровой среде, отметив мультиэкранность как одну из основных особенностей медиапотребления молодежи. «Мультиэкранность сегодня – нормальное явление. Источников информации и форм потребления контента уже настолько много, что на это ориентируются все стороны медиапроцесса», – отметила исследователь.
Вторая часть мероприятия прошла в форме дискуссии между приглашенными исследователями, журналистами и школьными учителями. Своим представлением о методах подготовки «цифровой молодежи» к жизни в новой информационной среде поделились: журналист «Российской газеты» К.Д. Колесникова, главный редактор интернет-журнала «Татьянин день» Д.В. Сидоров, доцент факультета журналистики МГУ М. М. Лукина, редактор отдела науки и образования газеты «Культура» А. Е. Самохин, заместитель главного редактора электронной газеты «Вести образования» Т. Н. Волошко, представитель Координационного центра по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью МГОУ И. Н. Гринева, главный редактор интернет-издания «Мел» Н. В. Папудогло и аспирант МГУ имени М. В. Ломоносова Д.С. Лапин.
Завершилась встреча вручением сертификатов и благодарностей участникам. По итогам круглого стола учеными МГУ и академиками РАО будут разработаны научно-практические рекомендации для педагогов средней и высшей школы, а также программы дополнительного образования.
Фото: Анна Шевченко