Круглый стол «Научный сотрудник в сфере образования: жизненные перспективы, ценностные ориентации»

Меню раздела

14 ноября 2017 года состоялся Круглый стол «Научный сотрудник в сфере образования: жизненные перспективы, ценностные ориентации».

Целью проведения Круглого стола являлся анализ и обсуждение проблем научных сотрудников, работающих в сфере наук об образовании.

В Круглом столе приняли участие 56 ученых: представители научных и образовательных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ярославля, Республики Дагестан. Из них: 18 академиков и  членов-корреспондентов РАО и 32  доктора наук.

С вступительным словом выступила Президент РАО Л.А. Вербицкая. В своем выступлении Людмила Алексеевна подчеркнула важность и актуальность привлечения студентов к научной деятельности, формирования у будущих педагогов способностей, необходимых для проведения  исследований. Сегодня конкурентоспособность российского образования возможна лишь в том случае, когда наука рассматривается не как «услуга» поддержки образования, а как «фактор его развития».

Ключевыми задачами проекта «Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы» является, в том числе, развитие кадрового потенциала науки, воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, развитие ведущих научных школ. Л.А.Вербицкая отметила, что Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ 1 декабря 2016 года № 642, определяет среди наиболее значимых вызовов следующие: рост требований к квалификации исследователей, международную конкуренцию за талантливых высококвалифицированных работников и привлечение их в науку, инженерию, технологическое предпринимательство.

Основное сообщение по теме Круглого стола сделал В.С. Собкин, руководитель Информационно-аналитического центра РАО, академик РАО. В нем он представил анализ результатов социологического опроса научных сотрудников, проводящих исследования в сфере образования.

Опрос был проведен Информационно-аналитическим центром РАО среди сотрудников научно-исследовательских институтов РАО, преподавателей педагогических вузов и ряда других научных организаций. Он проводился в разных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Тюмень и др.). Всего по анкете, содержавшей 72 вопроса, был опрошен 721 человек. В опросе приняли участие респонденты с разной научной квалификацией, занимаемой должности и возраста.

При анализе результатов социологического опроса были рассмотрены следующие вопросы: социальное самочувствие научного сотрудника (ценностные ориентации, жизненные страхи, удовлетворенность материальным положением); профессиональное самочувствие исследователя в сфере образования (планирование, ресурсы реализации и удовлетворенность результатами профессиональной деятельности, барьеры при реализации научной деятельности, профессиональная мобильность, отношение научных сотрудников к реформированию науки об образовании). Кроме того, были проанализированы, имеющиеся в открытом доступе, статистические данные, касающиеся образования и науки.

Обобщая материалы исследования, В.С.Собкин привел основные результаты проведенного анализа. Так, в последние годы происходит активизация научных исследований на базе учреждений высшего профессионального образования. Вместе с тем, доля занятых как в сфере научных исследований, так и в образовании относительно экономически активного населения последовательно снижается в течение последних 16-ти лет.

Сопоставление численности студентов и профессорско-преподавательского состава позволило выявить негативную тенденцию последовательного увеличения за последние 20 лет (с 1993 г.) числа студентов, приходящихся на одного преподавателя. На этом фоне сократилось и общая численность студентов, обучающихся по направлению «образование и педагогика». Это, с одной стороны, свидетельствует о снижении привлекательности самой педагогической профессии, а, с другой, может иметь и негативные последствия, касающиеся рекрутирования талантливой молодежи в педагогическую науку.

Имеющиеся данные показывают, что лишь каждый седьмой выпускник аспирантуры, защищает кандидатскую диссертацию.  Подобный факт позволяет сделать вывод о недостаточной эффективности самой организации процесса обучения в аспирантуре. По-видимому, законодательное определение аспирантуры как уровня образования не сыграло позитивной роли в подготовке диссертационных исследований.

Анализ иерархии структуры жизненных ценностей показал, что у научных сотрудников, в отличие от других социально-профессиональных групп, повышенную значимость имеют такие ценности как «познание, расширение кругозора», «свобода, независимость, самостоятельность», «развитие своего творческого потенциала» и «активная деятельная жизнь». При этом значимость ценности «успешной профессиональной деятельности» зависит от формальных показателей профессионального статуса научного сотрудника – степени, звания и должности.

Полученные данные позволили выявить наличие двух особых возрастных этапов, когда происходит существенная трансформация жизненных ценностей. Первый связан с повышением значимости ценности семейной жизни и активизацией родительской позиции (31-40 лет). Косвенно это свидетельствует о более позднем, по сравнению с другими профессиональными группами, этапе создания семьи и рождения детей. Второй – с актуализацией значимости ценности профессиональной научной деятельности (51-60 лет). Характерно, что это соответствует предпенсионному этапу трудовой активности.

В структуре страхов и жизненных угроз у научных сотрудников первое место занимают личностные страхи, второе – страхи, связанные с политической и общей экономической ситуацией внутри страны, и третье –  угрозы, касающиеся профессиональной деятельности.

Кардинальные изменения в актуализации тех или иных страхов проявляются на рубеже 40-летнего возраста. При этом выявлены две тенденции: с одной стороны, с возрастом увеличивается значимость тревог, связанных с материальной несостоятельностью и возможностями получения социальной поддержки, а, с другой, – снижается значимость страхов, которые касаются успешности в профессиональной деятельности.

Анализ влияния профессионального статуса показал, что наличие ученой степени качественно изменяет профессиональное самочувствие научного сотрудника, снижая негативные оценки, связанные с отсутствием возможностей своего профессионального роста. При этом выявлен своеобразный внутренний конфликт, который переживает научный сотрудник, имеющий кандидатскую степень: рост уверенности в своих профессиональных перспективах сопровождается неудовлетворенностью материальным положением.

Значительная часть научных сотрудников отметила ухудшение своего материального положения за последний год. При этом проявилась отчетливая тенденция расслоения по материальному признаку: высокообеспеченные сотрудники чаще фиксируют «значительное улучшение» своего материального положения за последний год, а низкообеспеченные – его «ухудшение», либо «сильное ухудшение».

Полученные материалы позволяют сделать вывод о том, что современная управленческая стратегия стимулирования оплаты труда в научных организациях в большей степени ориентирована не столько на научные должности, сколько на административные.

Результаты позволили зафиксировать возрастающую тенденцию негативного отношения научных сотрудников к планированию, предусмотренному официальными формами отчетности, в зависимости от целого ряда факторов: жизненного опыта (возраста), публикационной активности (индекс Хирша), профессионального статуса (ученая степень, научное звание, занимаемая должность), а также ценностных ориентаций, связанных с самостоятельной реализацией профессиональной деятельности.

Исследование выявило, что наиболее высокий профессиональный статус (доктор наук, профессор) является своеобразным «профессиональным капиталом», который обеспечивает поддержку реализации научных интересов сотрудника в организации.

Большинство ученых считает, что осуществляемая в их научной организации стратегия поддержки публикационной активности не является стимулирующей, а предъявляется скорее, как «норма» в требованиях к планированию научно-исследовательской деятельности. Непосредственно же на финансовое стимулирование указывает лишь каждый десятый. Исследование показало, что на выплату материального вознаграждения за публикацию статьи в научном журнале оказывает явное влияние должностной статус научного сотрудника в организации (главный научный сотрудник, заведующий лабораторией).

Ответы научных сотрудников об удовлетворенности результатами своей профессиональной деятельности показали высокую степень распространенности среди них выраженных негативных оценок. При этом проявился своеобразный возрастной кризис профессиональной деятельности, возникающий на этапе достижения сорокалетнего возраста. В целом, анализ полученных результатов также показал, что более высокий социально-профессиональный статус (научное звание, ученая степень, занимаемая должность, публикационная активность) является существенным фактором, влияющим на удовлетворенность сотрудника результатами своей научной деятельности.

В иерархии различных барьеров, снижающих эффективность научной деятельности, помимо низкой «заработной платы» и «отсутствия социального пакета» важную роль играют и собственно психологические: «отсутствие карьерных перспектив», «отсутствие профессиональной среды общения», «напряженные отношения сотрудника с руководством и в коллективе».

Специально проведенный корреляционный анализ показал, что барьер «сложность получения финансирования для новых научных проектов» статистически значимо коррелирует с такими мотивационными установками, как «получение позитивных эмоциональных переживаний в процессе работы» и «возможность профессиональной самореализации» (получение гранта, возможность вести собственный проект, участие в международных исследованиях). Это позволяет сделать вывод о наличии характерного комплекса мотивационных установок, связанных со стремлением научного сотрудника к самостоятельности и профессиональной самореализации.

На готовность ученого изменить место своей работы влияет широкий комплекс разнообразных факторов: материальная обеспеченность, возраст, а также социальные характеристики профессиональной деятельности (стаж, наличие степени, занимаемая должность, публикационная активность).

Характерно, что эмиграционные планы научных сотрудников в существенной степени определяются как возрастной динамикой оценки своих профессиональных перспектив, так и профессиональным статусом. При этом планы, связанные с эмиграцией, затрагивают и перестройку структуры жизненных ценностей в соответствии с «западным стилем» жизни.

При оценке основных проблем в сфере науки ученые наиболее часто отмечают «бюрократический способ управления», «слабую материально-техническую базу», «неадекватные критерии оценки труда ученого», «недостаточное финансовое стимулирование» и «трудности публикаций в рейтинговых журналах». Помимо этого, по их мнению, весьма значимы и такие проблемы, как «низкий уровень профессионализма сотрудников Министерства образования и науки», «слабая интеграция отечественных исследований в мировую науку», «отсутствие связи с практикой», а также «слабое информационное обеспечение».

 При оценке успешности проводимых реформ в сфере науки в целом доминируют негативные оценки. Характерно, что использование формальных критериев оценки труда ученого встречает серьезное сопротивление среди научных сотрудников с высоким социально-профессиональным статусом. Влияет и возраст: по мере его увеличения явно растет доля негативных оценок проведенной реформы.  И наконец, на ее негативную оценку влияет и профессиональный статус ученого: чем он выше, тем чаще возникают негативные оценки результатов реформирования. В целом, материалы исследования свидетельствуют о том, что политика реформирования науки 2013–2014 годов не опиралась на мнение широкого круга специалистов высокой квалификации.

 В ходе Круглого стола были обсуждены следующие темы:

  1. Социально-психологическое самочувствие научного сотрудника (удовлетворенность материальным положением, взаимодействие в коллективе, проблемы бюрократизации, планирование и отчетность, социально-психологические барьеры при реализации профессиональной деятельности)
  2. Возможности вертикальной и горизонтальной мобильности в сфере научной деятельности (трудовая миграция, мотивация смены работы, карьерные перспективы, особенности профессиональной карьеры ученого, установки на профессиональное развитие)
  3. Отношение научных сотрудников к условиям и оценке результатов профессиональной деятельности (планирование, получение грантов, материальное стимулирование, аттестация, отношение к наукометрическим показателям, социальное признание)
  4. Воспроизводство научных кадров; рекрутирование молодых ученых в сферу наук об образовании (магистратура – аспирантура – докторантура: организация и мотивация)
  5. Совмещение научной и педагогической деятельности (временные ресурсы, материальное стимулирование, использование научных результатов в практике образования).

В обсуждения приняли участие 23 человека.

Мероприятие прошло в соответствии с п. 40 (Раздел № 3) Сводного календарного плана реализации мероприятий в рамках выполнения Государственного задания федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования» на 2017 год и во исполнение Приказа РАО от 04 октября 2018г. № 107.