9 июня 2020 г. в Екатеринбурге в РГППУ в дистанционном формате состоялся очередной методологический семинар в рамках научной школы «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования в России», основанной академиком РАО Геннадием Михайловичем Романцевым. Организаторами семинара выступили НОЦ профессионально-педагогического образования РГППУ (руководитель, действительный член Академии профессионального образования, д-р пед. наук, проф. В.А. Федоров) и НЦ РАО РГППУ (директор, ректор РГППУ, действительный член Международной академии наук педагогического образования Е.М.Дорожкин). В семинаре приняли участие историки, педагоги, философы, правоведы, среди них: доктора исторических наук: Мазур Людмила Николаевна, УрФУ, Побережников Игорь Васильевич, директор Института истории и археологии УрО РАН, Постников Сергей Павлович, советник ректора УралГАХУ; доктора педагогических наук, профессора РГППУ: Осипова Ирина Васильевна, Ронжина Наталья Владимировна, Тарасюк Ольга Вениаминовна, Третьякова Вера Степановна, Третьякова Наталия Владимировна, Чапаев Анатолий Кузьмич, Федоров Владимир Анатольевич, доктора философских наук: Андрюхина Людмила Михайловна, РГППУ, Кислов Александр Геннадьевич, РГППУ; кандидаты педагогических наук: Зубкова Татьяна Ильинична, РГППУ, Ломовцева Наталия Викторовна, директор института непрерывного образования РГППУ, Лыжин Антон Игоревич, проректор по научной, инновационной политике и внешним связям РГППУ, Сумина Татьяна Григорьевна, РГППУ; кандидаты исторических наук: Захаровский Леонид Владимирович, РГППУ, Клинова Марина Александровна, УрГЭУ, Ларионова Марина Бариевна, зав. кафедрой документоведения, истории и правового обеспечения РГППУ, Начапкин Максим Николаевич, РГППУ, Пирогова Елена Павловна, РГППУ, Разинков Сергей Львович, РГППУ, Бычкова Екатерина Юрьевна, аспирант РГППУ и другие.
Модераторы семинара:
Федоров Владимир Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-образовательного центра профессионально-педагогического образования РГППУ
Лыжин Антон Игоревич, кандидат педагогических наук, проректор по научной, инновационной политике и внешним связям РГППУ
Андрюхина Людмила Михайловна, доктор философских наук, профессор, ученый секретарь научного центра Российской академии образования на базе РГППУ
В 2020 году системе государственных трудовых резервов России, ставшей основой для развития среднего профессионального образования, исполняется 80 лет. Обращение к историческому опыту и его осмыслению всегда является основой движения вперед. Тема методологического семинара «Отраслевые технологии социализации в системе Государственных трудовых резервов: к постановке проблемы» как раз позволила соединить исследование сложного этапа в истории нашей страны с решением проблем сегодняшнего дня.
С совместно подготовленным докладом по итогам проведенного научного исследования выступили ученые ФГАОУ ВО РГППУ канд. ист. наук, доцент Леонид Владимирович Захаровский и канд. ист. наук, доцент Сергей Львович Разинков.
В докладе был проанализирован мобилизационный вариант модернизации, реализованный в СССР в 40-е годы XX века (Указ Президиума Верховного Совета СССР, от 2 октября 1940 года, «О государственных трудовых резервах СССР», мобилизационный призыв молодежи отменен в 1953 г.).
В настоящее время России жизненно необходимо осуществление нового витка модернизации, что актуализирует изучение теоретических основ воздействия модернизационных процессов на социальную систему. Любая модернизация порождает в процессе ускоренного развития противоречия и диспропорции, вызывая определенные социальные издержки, конфликты и даже жертвы. Поэтому проблема определения качественных характеристик социальных аспектов модернизации, социальных цены и эффективности ускоренного развития (решенная крайне недостаточно даже применительно к модернизации либерального типа) в нашем случае приобретает принципиальное значение и требует разработки научного инструментария для объективного измерения социальных параметров модернизационных процессов, выявления методов разрешения противоречий и ликвидации диспропорций и определения социальной эффективности перемен.
Именно социальные, а не экономические или политические аспекты модернизации стали фокусом внимания в проведенном исследовании. При этом наиболее перспективным полем для поиска выработанных практик, механизмов и технологий, апробированных в 40-е годы в нашей стране, а также оценки их эффективности, из всех названных социальных систем представляется система образования. Её преимущества определяются универсальностью (полный охват населения различными формами образования), интегративностью (образование теснейшим образом сопряжено с политическими, экономическими, культурными изменениями в форме взаимовлияния), а также ролью главного социального лифта.
В докладе были рассмотрены три выявленные исследователями в ходе работы над проектом РФФИ (проект № 19-09-00396 «Адаптация региональной системы подготовки рабочих кадров к миграционным процессам (Свердловская область, 1920-1950-е гг.)») ключевые технологии, выработанные для сглаживания социальных противоречий в процессе реализации советского мобилизационного проекта.
Докладчики оперировали примерами, эмпирическими данными, результатами статистического анализа, полученными в ходе изучения архивных материалов истории трудовых резервов Свердловской области и СССР в целом.
Доклад вызвал большой интерес участников, был задан целый ряд вопросов.
Отвечая на вопрос о значении проведенного исследования для современности, Леонид Владимирович Захаровский подчеркнул, что теоретически, модернизационные процессы воздействуют на различные социальные системы: экономику, политику, образование, религию, стратификацию, семью, формируя новые образцы социального взаимодействия и структуры повседневности. Социальная модернизация может происходить как в процессе поиска собственного ответа на внутренние противоречия развития, так и в результате заимствования уже найденных другими народами решений в форме готовых социальных институтов. В первом случае имеет место самомодернизация, а во втором — догоняющая модернизация. В практической плоскости, модернизация всегда есть результат социальной гибридизации, социальной прививки современности к имеющимся общественным структурам, той или иной пропорции использования собственных и зарубежных технологий такой гибридизации и сглаживания неизбежно возникающих в процессе развития диспропорций и противоречий.
Мобилизационный вариант модернизации, реализованный в СССР, неизбежно должен был порождать их в значительно больших масштабах. Не опираясь на частную инициативу, не используя в качестве драйверов модернизации ставку на научные инновации или новые источники богатства, вроде неэквивалентной торговли с колониями, СССР фактически черпал источники развития из собственного населения и природы. Сами механизмы такого типа модернизации значимы и сегодня, особенно их социальная составляющая, направленная на преодоление социальных противоречий.
Как отметил ведущий семинара, профессор Владимир Анатольевич Федоров, указанные технологии нуждаются в дальнейшем изучении: формировании большого массива эмпирических данных; разработке новых научных методик их изучения; привлечения к этой работе новых исследователей, в том числе студентов.
Ученый секретарь НЦ РАО РГППУ, профессор Людмила Михайловна Андрюхина высказала предложение о создании учебно-научной лаборатории по изучению проблем истории профтехобразования на базе НЦ РАО РГППУ и РГППУ, как ведущего профильного вуза. Это может стать эффективной организационной формой, способствующей продолжению исследований.