28 января в Российской академии образования в смешанном формате состоялся круглый стол в ходе которого была представлена коллективная монография под редакцией президента Академии, академика РАО Юрия Петровича Зинченко и члена-корреспондента РАО Варвары Ильиничны Моросановой «Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени». Издание подготовлено при поддержке РФФИ и содержит результаты исследований, проведенных учеными Московского университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Психологического института Российской академии образования, Института коррекционной педагогики РАО и Северо-Кавказского федерального университета.
Психология саморегуляции – одна из развивающихся областей науки на протяжении последних десятилетий. Особую актуальность она приобрела в условиях пандемии, когда люди во многих странах были вынуждены изменить свой привычный образ жизни и самоорганизоваться в условиях нарастающей тревожности, связанной с распространением короновирусной инфекции.
«В условиях локдауна саморегуляция стала тем самым инструментом социальной стабильности от которого зависит индивидуальное благополучие человека, – отметил президент РАО, академик РАО Юрий Петрович Зинченко. – Конечно, становление новой области знания всегда долгий процесс, но в книге собраны фундаментальные теоретические исследования, которые сегодня обладают большой востребованностью в обществе».
Также Юрий Петрович отметил, что нарастающее проникновение информационных технологий в образовании налагает особые требования к формированию регуляторных компетенций целенаправленного поиска информации и осознанного оперирования ею для успешного достижения разнообразных учебных целей профессионального и личностного самоопределения.
Представленная монография «Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени» стала третей книгой, обобщающей исследования фундаментальной проблемы психической саморегуляции.
«Мы все видим, как непредсказуемо меняется мир, в том числе в связи с развитием цифровизации, поэтому социально-психологические аспекты играют самую важную роль в жизни каждого человека. – подчеркнула член-корреспондент РАО Варвара Ильинична Моросанова. – В книге мы продемонстрировали эволюцию теоретических подходов и раскрыли современные представления о психической саморегуляции человека в различных научных парадигмах. Монография содержит описание метода диагностики стилевых особенностей саморегуляции для практических психологов. Отдельно мы осветили когнитивные аспекты саморегуляции в дошкольном возрасте и представили результаты клинико-физиологических и психолого-педагогических исследованийй регуляторных особенностей детей с задержкой психического развития».
Авторы монографии рассказали об исследованиях ключевых проблем саморегуляции. Результаты лонгитюдного исследования о связи специфики образовательной среды, в которой находится ребенок с его психическим развитием представил член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Николаевич Веракса. Группа ученых под научным руководством Александра Николаевича впервые использовала новый инструмент диагностики качества образовательной среды детского сада, основанный на идеях Л.С. Выготского и направленный на изучение особенностей ребенка, а не физическую среду или безопасность в группе, как большинство других методик.
«Нас в первую очередь, интересовало, насколько детский сад влияет на развитие саморегуляции у малышей, поэтому мы исследовали детей из разных семей. Результаты показали, что специфика взаимодействия педагога с ребенком оказывает большое влияние на развитие саморегуляции, а в дальнейшем и на академическую успешность детей. От того, на сколько у дошкольника сформирована способность управлять своим поведением, удерживать внимание и память на учебном материале и других развивающих видах деятельность, зависит успешность освоения информации и общая ориентация ребёнка в социальных отношениях. Поэтому изучение различных факторов, влияющих на развитие саморегуляции и когнитивных функций в этот период, является важной задачей в современной психологии образования», – рассказал учёный.
Для того, чтобы оценить динамику эмоционального состояния и когнитивных процессов, узнать, как и когда необходимо прислушаться к изменениям, происходящим в условиях самоизоляции и найти способы повысить собственную эффективность и хорошее настроение дома Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова совместно с Российским психологическим обществом, Российской академией образования, Психологическим институтом РАО и другими научными образовательными центрами запустили Всероссийский научный проект #Исследуемдома. О проекте, реализуемом при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российского союза ректоров в ходе работы круглого стола рассказала Ирина Николаевна Бондаренко, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО. По словам Ирины Николаевны Бондаренко, проект показал, как саморегуляция достижения целей поможет человеку адаптироваться в новой ситуации и справится с негативными эмоциональными состояниями тревоги за себя и своих близких.
О роли регуляторных функций в когнитивном и личностном развитии дошкольников рассказала доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Дарья Алексеевна Бухаленкова. По её словам, результаты исследования детей в возрасте 5-6 лет на предмет взаимосвязи развития регуляторных функций и математических умений показали, что дети, обладающие более высоким уровнем саморегуляции демонстрируют также и высокий уровень математических умений, который сохраняется на этапах развития. Также учёные отметили, что регуляторные способности детей дошкольного возраста связаны с развитием речи у ребенка.
В завершении мероприятия состоялось коллективное обсуждение. Участники круглого стола отметили, что актуальность научных результатов исследований психологии саморегуляции для практической помощи в решении психологических проблем, возникающих в связи с цифровизацией современной жизни и информатизацией образования, еще только предстоит осознать практикам, но уже сегодня материалы, опубликованные в коллективной монографии «Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени» могут оказать существенную помощь как исследователям, так и педагогам и психологам, работающим в практике образования, психологии труда и управления.