21-22 июня 2018 года в Российской академии образования прошла II Всероссийская научно-методическая конференция «Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы».
Конференция организована Российской академией образования совместно с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».
В работе конференции приняли участие специалисты в области начального общего образования из 50 регионов Российской Федерации: представители институтов развития образования и повышения квалификации педагогических работников, преподаватели педагогических вузов и колледжей, учителя начальных классов и сотрудники библиотек.
Форум собрал на своей площадке более 300 участников из Владикавказа, Воронежа, Иркутска, Кирова, Москвы, Новосибирска, Пскова, Россоши, Санкт-Петербурга, Саранска, Ярославля, других городов и населенных пунктов России.
В рамках форума обсуждались актуальных проблемы и аспекты развития современной начальной школы: формирование функциональной грамотности, внедрение инклюзивного образования, интерпретация результатов международных исследований в области оценки качества образования, вопросы обучения математике и русскому языку, инновационные подходы к формам организации учебного процесса, развитие интереса младших школьников к чтению и другие актуальные темы.
В приветственном адресе, направленном к участникам Всероссийской конференции президент Российской академии образования, академик РАО Людмила Алексеевна Вербицкая отметила, что проведение в стенах Российской академии образования конференции для специалистов, педагогов начальной школы становится доброй традицией. «Сегодня мы собрались в зале Российской академии образования для того, чтобы обсудить новые задачи, актуальные проблемы первого уровня школьного образования. Надеюсь – проведение форума учителей начальной школы станет хорошей традицией. Я уверена, что впереди вас ждет интересная и продуктивная работа», – отметила Л.А. Вербицкая.
С приветственным словом к собравшимся обратился директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, кандидат исторических наук Андрей Евгеньевич Петров. В своем выступлении он осветил актуальные тенденции развития и модернизации российского школьного образования, а также отметил, что первоочередной задачей школы, связанной с реализацией Указов Президента Российской Федерации В.В. Путина, является повышение качества образования, обеспечение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций. А.Е. Петров выразил надежду, что Конференция станет отправной точкой для создания Ассоциации учителей начальной школы.
О результатах международных исследований в области оценки качества образования младших школьников рассказала руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, кандидат педагогических наук Галина Сергеевна Ковалева. В своем выступлении Галина Сергеевна отметила, что по многим показателям Российская начальная школа занимает лидирующую позицию. «Мы находимся на подъеме, однако следует обратить пристальное внимание на интеграцию знаний, полученных школьниками, на возможность их применения в незнакомых ситуациях, в ситуациях близких к реальной жизни», – подчеркнула Г.С. Ковалева.
|
Заведующий Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, член-корр. РАО, доктор педагогических наук Наталья Федоровна Виноградова выступила с докладом «Функциональная грамотность младшего школьника в современных условиях». Наталья Федоровна высказала мнение о том, что функциональная грамотность является основой образования личности, определяет готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и самим собой.
Результатам анализа дидактической структуры современных учебников для начальной школы был посвящен доклад «Современные учебники для начальной школы: на пути к совершенствованию» ведущего аналитика Центра развития образования РАО, кандидата педагогических наук Лидии Владимировны Петленко. Она отметила, что внедрение ФГОС НОО оказало значительное влияние на дидактическое устройство школьных учебников, большинство современных учебников являются самодостаточными средствами обучения, содержат структурированный, понятный для восприятия и усвоения младшими школьниками материал, задают определенные рамки, позволяющие учителю строить процесс обучения, следуя передовым идеям педагогической науки.
В рамках конференции действовали пять секций. На секции № 1 «Педагогический диалог: актуальные проблемы обучения математике в начальной школе» под руководством Оксаны Анатольевны Рыдзе, старшего научного сотрудника Института стратегии развития образования РАО, кандидата педагогических наук состоялся продуктивный разговор о причинах трудностей, которые возникают у младших школьников при выполнении заданий международных исследований, Всероссийских проверочных работ. Учителя-практики поделились опытом осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в области математического образования.
Работа секции №2, которая проходила под руководством Ирины Семеновны Хомяковой, старшего научного сотрудника Института стратегии развития образования РАО, кандидата педагогических наук, и Юлии Алексеевны Соловьевой, заведующего лабораторией развития общего образования Центра развития РАО, кандидата экономических наук, была посвящена актуальным проблемам обучения чтению. На секции обсуждались научные подходы к проблеме обучения детей восприятию художественного текста, эффективные подходы к формированию мотивации к чтению у младших школьников.
Работу секции №3 «Технологии инклюзивного образования в начальной школе» открыл доклад вице-президента РАО, академика РАО, директора Института коррекционной педагогики, доктора педагогических наук Николая Николаевича Малофеева. В своем выступлении «Инклюзивное образование в начальной школе: мифы и реальность» Николай Николаевич рассказал об истоках возникновения идеи инклюзии в образовании, пользе и рисках реализации этого подхода в начальной школе. Большое внимание на секции было уделено вопросам участников Конференции, на которые подробно и обстоятельно ответила Ольга Ильинична Кукушкина, главный научный сотрудник института коррекционной педагогики РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук.
Секция №4 была посвящена обсуждению инновационных подходов к формам организации учебного процесса. С основным докладом выступила Наталья Федоровна Виноградова, заведующая Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук. В своем выступлении Наталья Федоровна рассказала о новых подходах к типологии современных уроков, рассказала об особенностях построения уроков новых типов. В многочисленных докладах этой секции был представлен интересный практический опыт проведения нестандартных уроков в начальной школе.
На секции №5 обсуждались актуальные вопросы преподавания русского языка в начальной школе. Открыла заседание секции Марина Ивановна Кузнецова, старший научный сотрудник Института стратегии образования РАО, доктор педагогических наук. В своем выступлении она рассказала о трудностях изучения русского языка современными школьниками и их причинах. Многие доклады выступающих на секции были посвящены частным методическим вопросам преподавания русского языка в начальной школе, что вызвало особый интерес у слушателей.
В завершении работы Конференции выступила Елена Васильевна Волкова, председатель ассоциации учителей начальных классов г. Москвы. Она рассказала об опыте работы ассоциации, которую она возглавляет, призвала участников Конференции организовывать подобные ассоциации в других регионах РФ и отметила необходимость создания Всероссийской ассоциации учителей начальных классов для решения важнейших вопросов работы учителей первого уровня образования.
Участники II Всероссийской научно-методической конференции «Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы» высказали надежду на то, что Конференция станет ежегодной.