Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики

20 декабря 2017 года Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО при участии Отделений профессионального образования и общего среднего образования провело очередное заседание бюро, на котором был заслушан доклад Шрайберга Якова Леонидовича, доктора технических наук, профессора, генерального директора Государственной публичной научно-технической библиотеки России, президента Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки» на тему: «Электронные ресурсы информационной инфраструктуры образования».

В своем докладе Яков Леонидович анализирует трансформацию современной информационной инфраструктуры образования, когда в практику образования и науки, и в целом, в общественные институты вошли электронные информационные системы и ресурсы. В этом аспекте анализируется продолжающееся противостояние печатной и электронной книги.

Автор представляет электронные ресурсы для поддержки образования в двух сегментах, делает акцент на преимуществах и заостряет внимание на проблемах каждого. Первый сегментсоставляет сегодня издаваемые издательствами страны и самими вузами электронные книги, учебники и учебные пособия.Второй сегмент – подписка на электронные 

журналы и электронные издания в целом. Это централизованная или национальная подписка на международные индексируемые базы данных и полнотекстовые издания, а также локальная подписка на электронные библиотечные системы (ЭБС) и другие, в частности, ресурсы открытого доступа. Автор приходит к выводу, что необходим сводный каталог контента ЭБС, построенный по технологии ЭКБСОН – единый электронный каталог системы образования и науки, объединяющий каталоги вузовских библиотек страны и указывающий пользователю не только на описание интересующего его документа (монографии, учебника, брошюры, журнала и т.д.), но и на адрес фондодержателя.

В заключении Я. Л. Шрайберг приходит к идее необходимости возрождения Центральной библиотечно-информационной комиссии при участии Министерства образования и науки, которая ранее эффективно осуществляла координацию деятельности вузовских библиотек и научно-методическое руководство.