20 февраля 2019 года на заседании бюро отделения профессионального образования РАО состоялось обсуждения докладов «Инновационная деятельность ярославского ИРО как условие развития системы дополнительного профессионального педагогического образования» ректора ГАУ ДПО Ярославской области Института развития образования, д.п.н., профессора, Заслуженного учителя РФ Ангелины Золотаревой и «Ориентиры развития непрерывного профессионально-педагогического образования в России» директора научного центра РАО на базе ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ), д. п. н., профессора Евгения Дорожкина.
В своем выступлении Ангелина Золотарева уделила большое внимание инновационной деятельности ярославского ИРО и отметила, что в каждом регионе Российской Федерации созданы организации дополнительного профессионального образования: институты повышения квалификации, институты развития образования и другие, призванные обеспечивать соответствие квалификации и компетенций педагогических и руководящих работников региональной системы образования современному уровню развития науки, образования и менеджмента.
Докладчик заострила внимание на нормативных документах последних лет, определяющих приоритеты развития ДПО в стране. Среди которых проект «Учитель года» в рамках нацпроекта «Образование», Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и другие.
По словам Золотаревой, анализ современного состояния отечественной системы ДПО указывает на то, что она не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к ней, что демонстрируют результаты профессиональных обсуждений на Всероссийском совещании «Модернизация системы повышения квалификации учителей в условиях формирования национальной системы учительского роста», Международном форуме «Евразийский образовательный диалог».
«Требуются методологические, методические, технологические разработки, направленные на совершенствование системы ДПО в соответствии с современными задачами государственной образовательной политики», – заключила А.В. Золотарева.
В своем докладе «Ориентиры развития непрерывного профессионально-педагогического образования в России» Евгений Дорожкин обозначил актуальность проблемы. Она обусловлена особенностями социально-технологических изменений постиндустриального общества. В качестве примера автор приводит преобразования традиционных профессий и появление Атласа новых профессий, составленного АСИ «Сколково».
«В образовательных организациях СПО, дополнительного и корпоративного профессионального образования около 75% педагогических работников не имеют специального психолого-педагогического образования, что негативно отражается на реализации психолого-педагогических функций. Для этой группы педагогов актуально повышение психолого-педагогической квалификации. Ее оптимальной формой может стать образовательная программа – профессионально-образовательная платформа», – считает Евгений Дорожкин.
Евгений Михайлович заключил, что необходимо создание комплекса электронных образовательных платформ для широкого внедрения дистанционных образовательных технологий в программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации, неформального и информального образования, создание информационной базы о лучших педагогических практиках опыта работы, результатах научных исследований в области профессионально-педагогического образования, профессионального консультирования.
Отвечая на вопросы коллег Евгений Дорожкин высказался о целесообразности создания научно-методического центра «Сетевое открытое профессионально-педагогическое образование» и «Ассоциация образовательных организаций», реализующих подготовку педагогов профессиональной школы.
Доклады Ангелины Золотаревой и Евгения Дорожкина вызвали интерес у членов Отделения и приглашенных гостей на заседании. По результатам которого отделение профессионального образования РАО составило постановление.