Председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Российской академии образования Людмила Вербицкая подвела итоги форума. Она зачитала текст рабочей версии резолюции, которая будет в течение двух недель разослана всем участникам для внесения предложений и утверждения.
Констатировано, что важнейшей задачей современной школы является формирование широкой читательской аудитории внутри страны. А потому проблемы развития интереса к чтению являются одними из приоритетных. Для этого, в частности, необходимо развивать различные формы организации внеурочной деятельности, использовать новые, в том числе интернет-технологии.
Большая проблема филологического образования в школе, на которую обратили своё внимание педагоги, ‒ это недостаток мотивации учеников, а значит, нужны новые подходы, необходим новый, доступный язык объяснения.
Еще одна тема ‒ новая концепция филологического образования в школе, обсуждение которой на днях завершено в Государственной Думе РФ. По словам Людмилы Вербицкой, до конца этой недели она будет обнародована на сайтах Думы и Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.
Выступая на торжественном закрытии форума, председатель правления фонда «Русский мир» ‒ одного из организаторов форума, – глава Комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов поблагодарил участников за их работу. «Вы несёте не только слово, но и ценности», ‒ сказал он, обращаясь к учителям.
Говоря о системе образования в России, Вячеслав Никонов напомнил о её богатых традициях, начиная с эпохи Киевской Руси. «Российская Федерация сейчас официально самая образованная страна на планете. И это надо ценить», ‒ сказал политолог. Он остановился на достижениях и недостатках российской образовательной системы. С одной стороны, это высокий образовательный уровень широких слоев населения (по количеству людей с высшим образованием наша страна уверенно лидирует в мире), это хороший уровень образования в средней и высшей школе. С другой ‒ это отсутствие достаточного количества школ (вследствие демографического роста), недостатки системы высшего образования (неэффективное обучение в российской аспирантуре) и ряд других.
Среди достижений нынешней российской власти он перечислил решение проблемы с недостатком детских садов в стране, возвращение сочинения в школы (депутат также обещал введение устного компонента по русскому языку в ЕГЭ), закрытие неэффективных вузов. С остальными трудностями, уверен Никонов, власти сумеют справиться: он озвучил сумму, выделенную в российском бюджете на открытие новых школ, ‒ это 8 триллионов рублей. «Наша цивилизация ‒ безусловно, одна из самых жизнестойких, самых развитых по уровню культуры и образования. Во многом потому, что она стоит на очень прочном фундаменте великого русского языка и русской литературы. И конечно, фундамент этот — вы», ‒ закончил своё выступление Никонов.
Об успехах региона в области культуры и образования говорила губернатор Владимирской области Светлана Орлова, сама в прошлом преподаватель русского языка и литературы. Во Владимирской области открываются новые школы, притом, что не закрыто ни одной сельской школы. Регион выделил 400 млн. на реформирование библиотек, сделав их, по словам губернатора, центрами культурного досуга. Кроме того, в городе построена библиотека для слепых.
В завершение церемонии были названы победители педагогического конкурса образовательных проектов. Им были вручены дипломы форума. Помимо всего прочего, одним из важных направлений подготовки Второго Педагогического форума стало подведение итогов по работе форума прошлого года, которые были представлены в специальной брошюре. Вместе с ней каждый участник форума получил в подарок новый школьный энциклопедический словарь русского языка, который был выпущен при поддержке фонда «Русский мир».