С докладом «Модернизация содержания технологического образования. Интегрированная учебная программа «Техносфера и ОБЖ» для учащихся основной школы» выступил доктор педагогических наук, профессор, заведующий центром дополнительного образования и профессионального самоопределения обучающихся ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Владимир Ахкамович Горский.
По мнению докладчика, в большей части общеобразовательных школ обучающиеся получают знания по основам наук, которые без творческого применения остаются формальными. Для преодоления формализма нужна активная, интересная для детей проектная и исследовательская деятельность на основе макетирования, моделирования и конструирования. Подобная работа должна быть обязательным элементом на уроках и во внеурочной деятельности. В связи с чем предпринята попытка создать интегрированную учебную программу «Техносфера и ОБЖ». Концептуальная основа и целевая направленность программы состоит в том, чтобы предоставить возможность всем обучающимся освоить опыт проектной и учебно-исследовательской деятельности непосредственно на уроках и продолжить её в системе дополнительного образования.
Доклад вызвал острую полемику, в которой приняли участие члены Бюро Отделения, вице-президент Академии А.А. Кузнецов, академик РАО Е.В. Ткаченко, академик-секретарь Отделения профессионального образования С.Н.Чистякова, директор Фонда поддержки развития технического творчества учащихся им. космонавта Героя Советского Союза А.А. Сереброва В.П.Лосицкий, сотрудники ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», представители профессорско-преподавательского состава Московского авиационного института (МАИ), Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Обсуждение выявило принципиально разные взгляды на предметную область «Технология». Участники дискуссии сошлись во мнении безусловной поддержки и развития технического творчества учащихся, но отметили различные концептуальные основы школьных предметов «Технология» и «Основы безопасности жизнедеятельности» и невозможность их интеграции в один учебный курс на данном этапе развития российского образования.