«Формирование самосознания личности: насколько глубоко мы понимаем роль школы в этом процессе»
Басюк Виктор Стефанович, вице-президент РАО, академик РАО, доктор психологических наук
Аннотация. Лекция посвящена особенностям формирования самосознания личности обучающегося в период школьного обучения через грамотную организацию образовательного процесса, основанную на методологических подходах научной концепции «Феноменология развития и бытия личности». Будут озвучены конкретные примеры деятельности педагога через организацию субъект-субъектного взаимодействия взрослого и подопечного.
«Самоуправление в школе: как оно есть и как должно быть»
Бондаренко Наталья Валерьевна, руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО, эксперт РАО
«Наследие Макаренко: педагогика борьбы и победы»
Илалтдинова Елена Юрьевна, заведующий Лабораторией научно-методического сопровождения детских и молодежных объединений и сообществ Центра развития образования РАО, доктор педагогических наук, доцент
Аннотация. Лекция посвящена великому советскому педагогу А.С. Макаренко. Разговор пойдет о достижениях А.С. Макаренко, которые видны в судьбах его воспитанников, участников Великой Отечественной войны, поддерживались педагогическим сообществом – и при его жизни, и после смерти. В его профессиональной и творческой судьбе слились линии борьбы с педологией, с оторванными от жизни педагогическими установками, с приспособленчеством и потребительской моралью и в науке, и в литературе. Он боролся за практико-ориентированную педагогику как науку о воспитании, за свои открытия в методологии педагогики, которые возвращали подростков и юношей обществу, почему и звучит его имя актуально для педагогов современного дня.
«Грани наставничества: деятельность учителя-предметника на пути к победе»
Кузнецов Андрей Николаевич, руководитель Аналитического центра РАО, кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация. Лекция посвящена проблеме наставничества: будут рассмотрены вопросы, касающиеся самой сути явления и разнообразия форм наставничества в системе общего образования, его целей и задач, ретроспективному взгляду на его организацию (в том числе в годы Великой Отечественной войны), обозначены направления работы РАО в осмыслении данной темы. «Какая связь между наставничеством и победой?», «Всем ли нужен наставник?», «Любой ли может быть наставником?» – представляемая лекция станет поиском ответов на эти и другие вопросы.
«По зову сердца: героизм женщин-учителей в годы Великой Отечественной войны»
Куровская Юлия Геннадьевна, ведущий аналитик Лаборатории сравнительной педагогики и истории образования Центра развития образования РАО, доктор педагогических наук, доцент
Аннотация. Лекция посвящена подвигу женщин-педагогов в суровый период Великой Отечественной войны. Материалом исследования для воссоздания грозных военных событий послужили тексты центральных периодических изданий – газет «Правда» и «Известия» за 1941–1945 годы. На конкретных примерах будут показаны высокие душевные качества, великая сила характера, безграничная любовь к Родине и детям, неизменная готовность к самопожертвованию и самоотверженности учителей в ежедневном сражении за свое Отечество и в тылу, и в бою – все то, что делает профессию учителя исключительной и в исторической ретроспективе, и в дне сегодняшнем.