С первых шагов своего пути Академия педагогических наук РСФСР, а затем и СССР привлекала в свои ряды видных деятелей культуры и искусства. В состав 13-ти первых действительных членов Академии 11 марта 1944 г. вошел выдающийся советский писатель А.Н. Толстой (1882 – 1945 гг.).
В 1947 году в члены-корреспонденты Академии была избрана музыкальный педагог В.Н. Шацкая, ставшая академиком 24 марта 1950 года, в марте 1965 года – композитор Д.Б. Кабалевский, писатели С. В. Михалков и Л.В. Кассиль.
1 августа 1966 года АПН РСФСР была преобразована в Академию педагогических наук СССР, численность которой была определена Правительством СССР в августе 1967 года в количестве 50 действительных членов и 80 членов-корреспондентов. В 1974 году членами АПН СССР стали кинорежиссер С.А. Герасимов, филолог-русист В.Г. Костомаров, психолог В.П. Зинченко. В 1990 году было создано Отделение философии, социологии, культуры, возглавляла которое академик-секретарь Буева Людмила Пантелеевна.
Активно сегодняшнее Отделение образования и культуры стало развиваться в рамках созданной 19 декабря 1991 г. Правительством РСФСР Российской академии образования, состав которой начал формироваться с апреля 1992 г. В период 1992 – 93 годов приступили к работе и научно-отраслевые отделения РАО. Первым академиком-секретарем Отделения образования и культуры стал Игорь Васильевич Бестужев-Лада.
В июне 1992 г. в состав Отделения вошли академики И.В. Бестужев-Лада, В.Я. Лакшин, В.А. Куманев, Б.М. Неменский, С.О. Шмидт, члены-корреспонденты М.Л. Левицкий, Ю.А. Лимонов, В.Ф. Максимович, В.С. Собкин, Ю.М. Соломин, Н.А. Терентьева, Ю.У. Фохт-Бабушкин.
В марте 1993 года членами Отделения стали академики А.А. Вознесенский, Д.Д. Жилинский, Ф.Т. Михайлов, А.М. Ридигер (Алексий II), С.М. Слонимский, Г.А. Ягодин, избранные членами-корреспондентами С.М. Колобков, Е.Р. Симонов. Ю.А. Тя-сен.
21 марта 1993 года стал Почетным членом РАО академик РАН Д.С. Лихачев. Через месяц ряды Отделения пополнили академики В.Г. Костомаров, И.А. Антонова, Л.П. Буева, Р.А. Быков, Г.Н. Волков, В.И. Купцов, Ю.В. Рождественский, свое член-корреспондентство подтвердили перешедшие из АПН СССР А.Г. Алексин, В.И. Гараджа, В.В. Алексеева, В.С. Хелемендик, Н.Ж. Булгакова, Е.В. Квятковский, А.А. Лиханов, Б.А. Грушин, В.С. Кузин, О.Д. Митрофанова, Б.П. Юсов.
Ранее в сеть учреждений Академии педагогических наук РСФР входил НИИ художественного воспитания, в октябре 1969 года при Президиуме АПН СССР был создан Совет по эстетическому воспитанию учащихся под председательством Д.М. Кабалевского, где фактически были заложены основы педагогики воспитания средствами искусства. С 1974 года под научным руководством Неменского Б.М. в НИИ ХВ АПН СССР группой научных сотрудников, разрабатывались новые принципы преподавания в школе изобразительного искусства, учитывающие программу по музыке Д.М. Кабалевского.
Исторически сложилось так, что Отделение сгруппировалось по следующим научным направлениям: педагогика искусства; спортивная педагогика; философские, психолого-педагогические и социальные науки; филологические и культурологические науки. В составе Отделения представлены литература, театр, музыка, изобразительное искусство, кинематография, музееведение, книжное и библиотечное дело, физическая культура и спорт. Достойное место занимают философия, психология, социология, культурология, искусствознание, филология, литературоведение.
Академик РАО В.А. Лекторский является академиком Российской академии наук, академик РАО А.С. Запесоцкий — членом–корреспондентом РАН, академик РАО Б.М. Неменский академиком Российской академии художеств, куда почетным членом избран также академик РАО Ю.М. Соломин.
Немало членов Отделения удостоены Золотой медали РАО «За достижения в науке» и другими знаками поощрения Академии. Целый ряд наших коллег удостоены высоких правительственных наград, почетных званий, отечественных и международных поощрений. Только за последнее время удостоен звания Герой труда Российской Федерации, а ранее награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени академик Ю.М. Соломин, орденом Почета – академик РАО С.Г. Сейранов. Лауреатом Государственной премии России стал академик РАО В.С. Малышев, академику РАО В.Ф. Максимович присвоено почетное звание «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования», «Заслуженный деятель науки РФ» академик В.С. Собкин.
Результаты деятельности Отделения образования и культуры РАО представлены согласно выполнению плана реализации мероприятий в рамках государственного задания Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования».
Перечень работ в рамках государственного задания РАО. Наименование мероприятий:
Перечень работ, проводимых в рамках деятельности научных советов при Отделении: Научный совет по физической культуре и спорту РАО и Научный совет по проблемам чтения РАО:
В 2022 году в ходе выполнения государственного задания РАО (разработка научно-методического обеспечения и проведение научно-практических мероприятий) Отделение ориентировалось на актуальные тенденции в области художественного образования, межкультурной коммуникации и воспитания подрастающего поколения.
Проведены следующие научно-практические мероприятия:
Перспективы и направления деятельности Отделения
Целью деятельности Отделения образования и культуры является организация и проведение междисциплинарных исследований в области образования и культуры, фиксирующих их глубинную взаимосвязь и направленных на усиление гуманитарного начала в общем и профессиональном образовании.
В силу ориентации Отделения на междисциплинарные исследования оно состоит из представителей самых разных областей науки: педагогики, культурологии, философии, истории, социологии, психологии, эстетики, филологии, искусствознания и других. Важную роль в работе Отделения играют ведущие деятели отечественного искусства, что объясняется особой значимостью искусства в культурологических исследованиях.
Центральным исследовательским полем Отделения является изучение процессов формирования культуры подрастающего поколения как целостного развития основных личностных потенциалов: познавательного, созидательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного.
Незаменимую роль в формировании культуры человека играет искусство в силу того, что оно целостно отражает мир и целостно воздействует на людей. Поэтому тема роли искусства и художественной культуры в целом в структуре общего образования является одной из ведущих в научно-исследовательском поле Отделения. Особенностью современного этапа является понимание того, что именно на воссоздании культуры как целостного процесса зиждется современная парадигма художественного образования. Культура в ней выступает не как совокупность продуктов человеческой деятельности и не берется в каком-либо одном ракурсе (социальном, нравственном, религиозном и пр.), а рассматривается как высший способ организации элементов бытия, качественный высший уровень каждого из своих составляющих.
В русле обозначенных проблем художественное образование уже не может рассматриваться отдельно от культуры как самодостаточное явление. Язык искусства универсален, и потенциал художественного образования в школе должен быть использован в полной мере. Наиболее перспективным является методологическое обоснование интегрированного полихудожественного подхода к процессу освоения искусств в общеобразовательных учреждениях и разработка современной методики изучения продуктов детского творчества.
В рамках современной парадигмы художественного образования с позиций нравственно-эстетического опыта человечества и значимых ценностей в искусстве выявлено, что его содержанием становится культура в целом. Определены важные стратегические проблемы. Во-первых, необходимо усилить воспитательную роль искусства как высшего проявления сущностных сил человека. Раскрыть место и значение народного прикладного искусства в системе общего, высшего специального и дополнительного образования в соответствии с существующими традициями.
Во-вторых, это взаимодействие аудиовизуальной и книжной культуры. При всем победном шествии в мире аудиовизуальной культуры она не должна низвергать книжную, иначе неизбежны серьезные потери в становлении духовного мира человека. Тем более, что увлечение аудиовизуальной культурой часто оборачивается интересом исключительно к феноменам массовой культуры, низкопробным и чисто развлекательным. Широко демонстрируемая у нас продукция массовой культуры − как зарубежная, так и собственного производства − нередко формирует у подрастающего поколения идеалы, чуждые традиционному российскому менталитету и духу отечественного искусства в его величайших творениях. Этот круг проблем пока изучается недостаточно.
В-третьих, важным представляется рассмотрение перспектив взаимодействия учебных заведений и учреждений культуры в формировании культуры учащихся, студентов и самих педагогов. Школы, училища и вузы при всем их значении не могут в одиночку решать проблему художественного образования и воспитания. Это возможно лишь в тесном союзе с библиотеками, музеями, театрами, концертными организациями, домами культуры и клубами. К сожалению, существовавшие в недавнем прошлом тесные контакты, например, общеобразовательных школ и учреждений культуры во многом порушены за последние годы. Их восстановление и изучение наиболее плодотворных форм содружества, особенно возрождение традиций сотрудничества с творческими союзами, − важная исследовательская задача.
И, наконец, широкое внедрение в образование цифровых технологий создает ряд социокультурных напряжений, связанных с соотношением образования и техноэволюционных процессов. Анализ влияния новых информационных технологий на культуру обучения – ещё одна масштабная задача.
Формирование культуры подрастающего поколения не должно ограничиваться лишь духовной сферой, полноценное развитие человека предполагает органическое единство духовного и физического развития. Активная исследовательская и экспериментальная работа академиков РАО и член-корреспондентов в области физической культуры и спорта нацелена на повышение результативности школьного физического воспитания, в более широком плане − совершенствование культуры жизнедеятельности современного человека. Техногенная цивилизация сделала реальной угрозу его физической деградации. Качество физического воспитания детей и молодежи, физическая культура взрослого населения неадекватны серьезности угрозы. Физическая культура – неотъемлемый компонент и показатель общей культуры человека. Академики и члены-корреспонденты Отделения принимали участие в разработке концепции модернизации систем физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи России, стратегии, механизмов и регламентов развития процессов функциональной интеграции ведомств и учреждений физической культуры, спорта, образования и здравоохранения на муниципальном, региональном и государственном уровнях для конструктивной совместной деятельности по массовому привлечению к активным занятиям физической культурой и спортом различных категорий населения.