Центр воспитания и развития личности

Цель создания Центра

Научно-методическое сопровождение совершенствования системы воспитания и развития личности в интересах российского государства и общества

Задачи Центра:

  • изучение и анализ российских и международных достижений в сфере наук об образовании с целью их использования для научно-методического сопровождения совершенствования системы воспитания и развития личности в интересах российского государства и общества;
  • участие в научном обосновании, разработке и апробации современных содержания, технологий и средств воспитания и развития личности применительно к различным категориям граждан, в т.ч. к обучающимся с особыми образовательными потребностями или находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • координация (на федеральном уровне) научно-исследовательских и научно-методических проектов по вопросам воспитания и развития личности;
  • распространение и внедрение научно-методических разработок в области воспитания и развития личности;
  • научно-методическое сопровождение органов, осуществляющим управление в сфере образования, образовательных организаций и семей для обеспечения целей воспитания и развития личности;
  • повышение психолого-педагогической культуры управленческого, педагогического и родительского сообществ в области воспитания и развития личности.

Функции, выполняемые Центром:

  • организация и проведение теоретических исследований в области обоснования, разработки и апробации современных содержания, технологий и средств воспитания и развития личности применительно к различным категориям граждан;
  • организация и проведение мониторинговых исследований в части воспитания и развития личности в образовательных системах разных уровней;
  • выявление приоритетных проблем и рисков, препятствующих развитию системы воспитания и развития личности в интересах российского государства и общества;
  • создание единого информационного пространства для трансляции наиболее эффективных элементов содержания и технологий воспитательной деятельности в системе образования Российской Федерации, в т.ч. за счет координации (на федеральном уровне) научно-исследовательских и научно-методических проектов, организации научно-практических мероприятий и сетевого взаимодействия;
  • участие в реализации и экспертизе российских и международных научно-исследовательских проектов по вопросам воспитания и развития личности;
  • трансляция результатов исследований в профессиональном и родительском сообществах (в т.ч. через публикацию материалов в научных и иных изданиях, участие в научных мероприятиях всероссийского и международного уровней);
  • участие в разработке проектов нормативных актов, затрагивающих тематику воспитания и развития личности;
  • научно-методическое и консультативное сопровождение органов, осуществляющим управление в сфере образования, образовательных организаций и семей для обеспечения целей воспитания и развития личности, в т.ч. с учетом региональной специфики.

В состав Центра входят проблемные лаборатории по следующим направлениям:

  • научные основы изучения развития личности;
  • современные формы и методы воспитания;
  • современные формы и методы профессионального самоопределения и профориентации;
  • гуманитарное образование и формирование мировоззрения;
  • развитие содержания воспитания и социализации.

В 2022-2024 гг. работа Центр связана со следующими видами деятельности, в том числе в рамках выполнения государственного задания:

  • разработка теоретических основ и практических рекомендаций по организации воспитательной деятельности в высших учебных заведениях в современных условиях;
  • научно-методическое сопровождение разработки и внедрения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2035 г. на основе современных вызовов и традиционных российских ценностей;
  • совершенствование и развитие системы наставничества в образовании как традиционной формы воспитания.
  • формирование гражданской позиции у педагогов;
  • научное и организационно-методическое обеспечение реализации Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования;
  • обеспечение деятельности Научного совета РАО по наставничеству;
  • участие в деятельности рабочих групп и советов органов государственной власти Российской Федерации;
  • участие в деятельности отделений РАО, научных центров РАО, региональных научных центров РАО, инновационных площадок РАО;
  • проведение научно-практических мероприятий по проблематике воспитания, развития личности, наставничества и семейных ценностей с участием представителей органов государственной власти, научного сообщества, общественных и образовательных организаций.