Отделение профессионального образования

В Отделении состоят 22 академика РАО и 32 члена-корреспондента РАО, 9 профессоров РАО и один доцент РАО.

Персональный состав Отделения всегда характеризовался наличием видных государственных и общественных деятелей, непосредственно определяющих пути развития образования в стране; ректоров ведущих вузов, деканов, директоров центров, заведующих кафедрами и выдающихся ученых в области образования.

История Отделения профессионального образования Российской академии образования начинается с 1973 г., когда в Академии педагогических наук СССР (АПН СССР) было создано Отделение педагогики и психологии профессионально-технического образования, которое до 1989 г. возглавлял Батышев Сергей Яковлевич, действительный член Российской академии образования (1974), Нью-Йоркской Академии наук (1979), Международной академии технического образования (1995), Международной кадровой академии (1989), Академии профессионального образования (1990), президент Ассоциации «Профессиональное образование» (1991–2000).

При создании Российской академии образования (РАО) в 1991 г., являющейся правопреемницей и продолжателем традиций АПН СССР, было образовано Отделение профессионального образования, которое в 1993 – 1995 гг. возглавлял Соколов Вениамин Сергеевич, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член РАО.

В ноябре 1995 г. решением президиума РАО Отделение было разделено на Отделение базового профессионального образования, которое возглавил Новиков Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, и Отделение высшего образования во главе с Муниповым Владимиром Михайловичем, доктором психологических наук, профессором, академиком РАО.

Практически в это же время на базе ликвидированного академического Института трудового обучения и профессиональной ориентации был создан Исследовательский центр проблем непрерывного образования (на правах Института РАО) и Новиков А.М. стал директором-организатором этого Центра. Таким образом, Отделение базового профессионального образования координировало деятельность четырех академических структур: указанного выше Исследовательского Центра проблем непрерывного образования (г. Москва); Института профессионально-технического образования (г. Санкт-Петербург); Института среднего профессионального образования (г. Казань); Института образования взрослых (г. Санкт-Петербург).

В 1997 г. академиком-секретарем Отделения высшего образования РАО был избран Манушин Эдуард Анатольевич, доктор технических наук, профессор, действительный член АПН СССР с 1989 г.

Основными направлениями научно-педагогических исследований Отделения в 1997–2002 гг. были: разработка проблем отечественного образования; разработка проблем информатизации образования; координация и формы использования результатов исследований; стратегические направления развития исследований.

В ноябре 2002 г. Отделения базового профессионального образования и высшего образования были вновь слиты в одно Отделение профессионального образования. Перечисленные выше задачи продолжали решаться в рамках этого Отделения.

В 2002 г., в начале работы Жураковского Василия Максимилиановича в качестве академика-секретаря Отделения профессионального образования, определенную сложность представляла необходимость интеграции деятельности Отделения высшего образования и Отделения базового профессионального образования, которые с 1995 г. были разделены. Интеграция была осуществлена посредством общей целевой направленности на модернизацию профессионального образования.

Например, реализация положений Болонского и Копенгагенского процессов в проводимой европейской интеграции, введение ЕГЭ и подушевого финансирования вызывали озабоченность представителей всех уровней профессионального образования. Консолидирующая роль в совместной деятельности обоих отделений также принадлежала авторитетным бывшим академикам-секретарям А.М. Новикову и Э.А Манушину, академикам Е.В. Ткаченко, Л.А. Вербицкой, Г.А. Бордовскому и другим членам Отделения. Всегда очень заинтересованно и эффективно направлял деятельность Отделения вице-президент Академии Валерий Алексеевич Поляков, человек исключительного такта и обладатель неоценимого опыта в сфере профессионального образования.

В период 2002–2005 гг. основные направления исследований определялись утвержденной Правительством России концепцией модернизации образования, поэтому деятельность членов отделения включала теоретическое осмысление и практические ответы на вызовы времени. В частности, активно разрабатывались общие методологические проблемы профессионального образования (В.А. Поляков, А.М. Новиков, Т.В. Мухаметзянова, В.А. Попков и др.), проблемы многоуровневого инженерного образования (А.А. Кирсанов, Э.А. Манушин, В.М. Жураковский и др.), педагогического образования (В.Л. Матросов, Г.А. Бордовский, В.И. Данильчук, Н.Х. Розов и др.), активно создавались методические и программные основы информатизации профессионального образования (Э.А. Манушин, И.В. Роберт, А.А. Никитин и др.), формировались представления об эффективной региональной и национальной образовательной политике (Л.П. Кураков, О.А. Омаров, Б.С. Карамурзов, Г.Ф. Куцев и др.).

В 2005–2008 гг. деятельность академика-секретаря Отделения осуществляла Роберт Ирэна Веньяминовна, доктор педагогических наук, крупный специалист в области информатизации образования и методики преподавания информатики, разработчик теоретических основ и научно-методического обеспечения нового научного направления и специальности «Теория и методика обучения информатизации образования». Под руководством И.В. Роберт членами Отделения профессионального образования РАО осуществлялась разработка фундаментальных и прикладных научных исследований в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук (в части РАО) и координация их разработки коллективами высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов России (Москва, Омск, Рязань, Чебоксары, Самара, Калининград, Архангельск, Якутск и др.). Результаты этих исследований были широко внедрены в отечественное образование. В этот период членами Отделения профессионального образования РАО осуществлялись международные научные исследования совместно с Университетом Монаш, г. Мельбурн (Австралия); проводилась подготовка кадров информатизации общего среднего, профессионального и дополнительного образования совместно с Католическим Университетом г. Пуэбло (Puebla, Pue., С.P.), Мексика.

С 2008 по 2010 год Отделение профессионального образования РАО возглавил академик РАО Николай Дмитриевич Подуфалов, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, доктор физико-математических наук, профессор.

В период работы Отделения под руководством И.В. Роберт и Н.Д. Подуфалова бюро Отделения много внимания уделяло деятельности и развитию институтов, входящих в его состав. Лидерами среди них были Институт педагогики и психологии профессионального образования (г. Казань) и Институт информатизации образования (г. Москва), имеющие научный авторитет не только в российской системе образования, но и за рубежом. Сложно проходила реорганизация Института образования взрослых (г. Санкт-Петербург), необходимо было решать кадровые и материальные проблемы. Особого внимания требовали недавно созданные институты – Институт педагогического образования (г. Санкт-Петербург), Институт проблем непрерывного образования (г. Красноярск), Институт национальных проблем в образовании (г. Махачкала). В состав Отделения входил также Институт образовательных технологий (г. Сочи), перешедший затем в Отделение психологии и возрастной физиологии РАО. Началось формирование института, занимающегося проблемами образования северных народностей.
  В центре внимания ученых отделения находились проблемы модернизации профессионального образования, информатизации всех уровней образования, развития непрерывного образования, включая образование взрослых, изучались национальные проблемы в образовании, вопросы совершенствования педагогического образования.

Отделением с участием МГУ им. М.В. Ломоносова и МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2001–2014 гг. были организованы и проведены более двадцати международных научно-практических семинаров по этим и другим актуальным проблемам высшего образования с привлечением ряда ведущих классических и технических университетах мира (университеты Вены, Гарварда, Делфта, Женевы, Лондона, Льежа, Мадрида, Милана, Мюнхена, Парижа, Рима, Сеула, Стокгольма, Тайбея, Цюриха). В них участвовали и выступали с докладами руководители многих вузов страны и академики РАО. В программы семинаров включались такие проблемы и соответствующие темы, как:

– методические вопросы формирования эффективных взаимосвязей образования, науки и бизнеса; – факторы качества высшего образования и их влияние на формирование рейтингов вузов; – современная концепция качества высшего образования; – проблемы подготовки преподавателей вузов к использованию информационных и коммуникационных технологий; – психолого-педагогические аспекты подготовки элитных специалистов; – методологические аспекты исследовательской деятельности студентов.

  Организационной основой научных исследований Отделения с 2008 г. являлся План фундаментальных и прикладных исследований Академии на 2008–2012 гг. Отделение проводило исследования в рамках двух направлений этого плана: «Научное обеспечение модернизации профессионального образования» и «Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях». В эти годы началась разработка Государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения с учетом компетентностного подхода и внедрения многоуровневой системы профессионального образования. Готовился проект нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который затем был принят.

Ученые Отделения принимали активное участие в разработке и обсуждении Государственных образовательных стандартов педагогического образования и ряда других направлений профессионального образования, принципов и положений компетентностного подхода к образованию, в изучении проблем введения бакалавриата и магистратуры. Много внимания уделялось проблемам интеграции различных уровней профессионального образования, роли начального профессионального образования в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров.

Разрабатывались подходы к повышению эффективности взаимодействия образовательных организаций с организациями и предприятиями, являющимися заказчиками подготовленных кадров.

Академиком-секретарем Отделения профессионального образования РАО в 2010–2018 гг. была член-корреспондент, а затем академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Чистякова Светлана Николаевна. Сфера ее научных интересов – профессиональная ориентация и профильное обучение в средней школе. Отделение и его институты были ориентированы на усиление интеграции, систематизации и междисциплинарности фундаментальных исследования, определение наиболее эффективных путей реформирования всех уровней профессионального образования в соответствии с введенным в действие с 1 сентября 2013 г. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы».

Планом фундаментальных исследований на 2012–2020 гг. было предусмотрено участие ученых Отделения в пяти направлениях:

– Теоретические основания образовательных стандартов, программ технологий и механизмов модернизации непрерывного образования (дошкольного, общего, профессионального и дополнительного). – Информатизация образования, интеллектуального развития и социализации современного человека. – Интеллектуализация информационных систем и технологических процессов в сфере образования. – Научные основы инновационного развития педагогического образования в современной России. – Теоретико-методологические основы структурирования и развития профессионального образования разных уровней.

Отделение уделяло большое внимание развитию инноваций в профессиональном и высшем образовании, выполнению экспериментальных исследований, активному сотрудничеству с российскими регионами.

С 2018 г. Отделение возглавляет академик РАО Михаил Николаевич Стриханов, доктор физико-математических наук, профессор, научный руководитель НИЯУ МИФИ, известный эксперт по вопросам развития высшего образования.

Деятельность Отделения направлена и проводится в соответствии с выполнением плана реализации мероприятий в рамках государственного задания Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования».

В ходе своей деятельности, научно-методическом обеспечении и проведении научно-практических мероприятий, Отделение ориентировалось на следующие актуальные тенденции развития высшего образования в Российской Федерации: активизация взаимодействия образовательных организаций высшего образования с работодателями в целях обеспечения процессов импортозамещения и технологической безопасности; формирование федеральных и региональных образовательных экосистем в контексте реалий и перспектив «постболонского» развития высшего образования в России; вхождение новых субъектов Российской Федерации в единое образовательное пространство страны; проектирование инновационных подходов и инструментов цифровой трансформации для высшего образования.

Проводятся исследования научно-методических основ развития национальной системы высшего технического образования и среднего профессионального образования в вузах; научно-методического сопровождения реализации программ СПО в образовательных организациях высшего образования; организации воспитательной деятельности в образовательных организациях, реализующих программы СПО; анализа продуктивности цифровых средств профессионального образования и обучения; особенностей реализации программ СПО на базе образовательных организаций высшего образования с применением образовательной технологии «Профессионалитет».

Ведется организационно-методическое обеспечение деятельности сети инновационных площадок РАО с целью трансляции в субъекты Российской Федерации опыта решения вопросов реализации программ СПО в образовательных организациях высшего образования – формирование сети инновационных площадок РАО.

С учетом традиций отечественного педагогического образования и вызовов нового времени разрабатываются теоретические и методические основы реализации деятельностного подхода в высшем педагогическом образовании в условиях цифровой трансформации общества; содержательные и организационно-управленческие модели реализации деятельностного подхода в высшем педагогическом образовании в условиях цифровой трансформации общества; модели диверсификации содержания обучения и процесса подготовки студентов на основе деятельностного подхода в высшем педагогическом образовании.

Выявляются условия для интенсивного эволюционного развития системы подготовки педагогических кадров новой формации.

Разрабатываются теоретические и практические основы проведения воспитательной работы в высших учебных заведениях в современных условиях; систематизация теоретико-методологических основ воспитания студенческой молодежи; определение тенденций профессионального воспитания; мониторинг осуществления воспитательной работы в высшей школе с учетом дифференциации вузов; экспертно-аналитическое обсуждение разработанного пакета материалов для теоретического и методического обеспечения воспитания в образовательных организациях высшего образования.

Проводятся экспертизы проектов нормативных правовых актов, государственных, федеральных целевых и ведомственных программ в сфере наук об образовании и смежных с ними наук; проектов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки, включенным в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки «Психологические науки» и «Образование и педагогические науки»; примерных основных общеобразовательных программ и примерных образовательных программ среднего профессионального образования; учебников и учебных пособий, средств обучения общего и дополнительного образования, в том числе по психолого-педагогическим направлениям профессионального образования; педагогических инноваций.

С целью повышения качества и координации научно-исследовательской деятельности при Отделении профессионального образования РАО продолжили работу научные советы:«Педагогическое образование в России»; «Информатизация образования»; «Инженерное образование и профессиональное самоопределение», «Теория и практика развития межэтнических отношений в образовательной среде»; «Развитие среднего профессионального образования и обучения». 

Результаты деятельности Отделения профессионального образования РАО связаны с организацией, проведением и планированием научно-практических мероприятий, общих собраний членов отделения профессионального образования РАО в рамках Общих собраний членов РАО, заседаний бюро Отделения профессионального образования РАО.

Проведение научно-практических конференций, таких как:

  • Ежегодная Международная научно-практическая конференция в области развития цифровой образовательной среды и инновационных образовательных практик «Нормативные правовые механизмы регулирования электронного обучения и применения дистанционных технологий в высшем образовании» (на базе Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова);
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы среднего профессионального образования: новые возможности и риски»;
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Новый вектор развития высшего образования в России: проблемы и перспективы на современном этапе»;
  • Ежегодная научно-практическая конференция с международным участием «Современная профориентация: синтез воспитания и самоопределения» при участии НЦ и НРЦ РАО;
  • Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в современном обществе» (на базе «РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина»);
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование у молодежи гражданской позиции в целях противодействия идеологии терроризма и экстремизма»;
  • форсайт-сессия «Детский технопарк как системный элемент дополнительного образования детей в контексте Национальной технологической инициативы»;
  • Всероссийской научно-практической конференции «Медико-социальная работа: теория, технологии, образование»;
  • круглый стол «Развитие образования в условиях цифровой трансформации: перспективы и возможности»;
  • круглый стол «Человеческий потенциал Арктического региона: культура, наука, образование»;
  • вебинар «Опыт реализации программ СПО в образовательных организациях высшего образования»;
  • круглый стол «Экспертное обсуждение проекта Концепции профессионального воспитания в системе СПО» и другие.

КОНТАКТЫ

Тел.: 8(499)248-69-64 доб. 429

электронная почта: rao_prof_obr@mail.ru, otdeleniye-prof-obr@raop.ru

Скиба Светлана Александровна, главный специалист, 8(499)248-69-64 429, rao_prof_obr@mail.ru