Круглый стол Отделения психологии и возрастной физиологии РАО объединил ученых и специалистов вузовских психологических служб

Меню раздела

22 апреля в Российской академии образования состоялось заседание круглого стола «Научные основы психологического сопровождения обучающихся на этапе перехода от общего к высшему образованию» с участием членов Отделения психологии и возрастной физиологии РАО и руководителей психологических служб образовательных организаций высшего образования.

В работе круглого стола приняли участие специалисты в области психологического сопровождения образования из Кемеровского государственного университета, Московского городского педагогического университета, Южного федерального университета, Российского университета транспорта, Уральского федерального университета имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина, Северо-Кавказского федерального университета, Российского государственного гуманитарного университета и других вузов.

На заседании обсуждены результаты исследований психологического состояния обучающихся на этапе окончания школьного обучения, поступления в вуз и обучения на первом курсе вуза. Этот период в системе образования характеризуется наиболее стремительными переменами – организацией обучения, социального статуса, а часто места и даже региона проживания обучающегося. А первокурсники являются наиболее чувствительной категорией молодых людей, которая, с одной стороны, может сохранять последствия напряженной ситуации поступления в вуз, а, с другой – испытывать адаптационные риски первого академического года.

Модератором круглого стола выступила научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, академик РАО Татьяна Николаевна Тихомирова.

На открытии круглого стола академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, академик РАО Сергей Борисович Малых отметил актуальность и особую социальную востребованность исследований в интересах совершенствования психологического сопровождения старшеклассников, абитуриентов и первокурсников.

Академик РАО Татьяна Николаевна Тихомирова представила данные Всероссийского исследования первокурсников и рассказала о групповых различиях по показателям психологического благополучия в зависимости от стратегии поступления в вуз выпускника школы или колледжа.

Профессор кафедры социологии, психологии управления и истории Государственного университета управления Татьяна Петровна Скрипкина затронула тему перестройки системы доверительных отношений личности на этапе перехода из общеобразовательных организаций в вузы, обозначив те аспекты доверия, которые в большей мере претерпевают изменения.

Руководитель психологической службы Северо-Кавказского федерального университета, кандидат психологических наук Татьяна Николаевна Банщикова представила результаты исследования личностных ресурсов субъективного благополучия первокурсников через призму кросскультурных особенностей многонационального региона.

Руководитель психологической службы Южного федерального университета, кандидат психологических наук Елена Валерьевна Зинченко рассказала о специфике выраженности социальной тревоги у студентов первого курса бакалавриата, специалитета и магистратуры.

В ходе обсуждения ученые и практики образования обозначили возможности применения представленных на заседании научных данных в работе психологической службы вуза, отметив особое значение преемственности при организации психологического сопровождения общего, среднего профессионального и высшего образования.