В РАО приступили к пилотному исследованию нейрофизиологической организации совместного решения задач с использованием ближней инфракрасной спектроскопии

Меню раздела

20 октября в Центре междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании Российской академии образования состоялась первая серия пилотного исследования, направленного на оценку специфики организации процесса решения задач с применением метода ближней инфракрасной спектроскопии (fNIRS, прибор Oxymon MKIII).

Сотрудники Лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова Института психологии РАН и Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании РАО Анна Варфоломеева и Антон Тищенко совместно с главным аналитиком Центра Наталией Олеговной Леоненко апробировали протоколы прикладных исследований, разработанные под научным руководством заведующего лабораторией им. В.Б. Швыркова Института психологии РАН, академика РАО Юрия Иосифовича Александрова.

Протоколы позволяют исследовать нейрофизиологические механизмы обучения и развития через оценку согласования (нейросинхронности) участников экспериментов при вовлечении их в совместную образовательную деятельность. В дальнейшем планируется провести сравнительный анализ экспериментальных данных, полученных при решении сложных когнитивных задач: индивидуально и в диадах, а также при самостоятельном обучении и обучении под руководством наставника.

Чем результаты исследования полезны для образования?

  • Обоснование и оптимизация форматов наставничества и совместного обучения на основе объективных нейрофизиологических маркеров
  • Внедрение выводов в разработку учебных программ, тренингов и образовательных технологий для повышения эффективности командной работы
  • Возможность создания диагностических инструментов для мониторинга вовлеченности и когнитивного состояния учащихся в реальном времени

В чем научная значимость этого исследования?

  • Уточнение нейрофизиологических механизмов совместной когнитивной деятельности и межличностной нейросинхронности
  • Методологическое обоснование применения ближней инфракрасной спектроскопии (fNIRS) в прикладных исследованиях образования
  • Сравнительный анализ индивидуальных и коллективных стратегий решения задач с учетом влияния наставничества
  • Вклад в междисциплинарные исследования на стыке психофизиологии, педагогики и образовательных технологий; данные могут стать основой для последующих экспериментальных и прикладных исследований.

Перспектива исследования

Планируется продолжение пилотных серий, расширение выборки, проведение статистически обоснованных сравнений условий (индивидуально и в диаде, при самостоятельном обучении и с наставником), подготовка публикаций с анализом нейрофизиологических коррелятов эффективности обучения и взаимодействия участников.