День железнодорожника в России отмечают ежегодно в первое воскресенье августа. В 2024-м году – этот праздник состоится 4 августа.
День железнодорожника — один из старейших профессиональных праздников России. Традиция чествовать работников железнодорожного транспорта появилась при Николае II в 1896 году. День праздника был приурочен к «празднованию годовщины императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведующими железными дорогами в России», так как именно при Николае I было начато строительство железной дороги в Российской империи.
В Советском Союзе праздник был возрожден в 1935 году. Название «День железнодорожника» он получил в 1980 году.
В современной России в День железнодорожника работников отрасли поздравляет президент и различные ведомства. По всей стране устраивают концерты и спортивные мероприятия, в которых также участвуют будущие железнодорожники — студенты профильных учреждений.
С 2016 года ко Дню железнодорожника на Дальнем Востоке проводят массовый благотворительный забег «Достигая цели!». Вырученные средства направляют на лечение тяжелобольных детей. В 2024-м забег состоится накануне праздника — 3 августа (суббота).
Работы из Международного собрания детского рисунка Российской академии образования представляют образ железной дороги в восприятии школьников разных поколений, начиная с 1920-х до 2020-х годов.
Самые ранние рисунки выполнены по комплексной программе Единой трудовой школы в 1920-х годах учениками первой ступени в соответствии с заданием: изобразить любимый вид транспорта. Дети творчески отнеслись к его выполнению – каждая композиция имеет свой сюжет. Во всех рисунках скромными художественными средствами карандаша и акварели на бумаге плохого качества и малых форматов (трудные времена для страны) детям удалось передать красоту, динамику, ритм жизни железной дороги благодаря композиционному решению и множеству наблюденных подробностей.
Великое значение железной дороги демонстрирует рисунок двенадцатилетнего Коли Карамана из Узбекистана, сопоставившего в одной композиции стремительное движение поезда с медленным движением каравана верблюдов. Рисунок является документальным свидетельством строительства железной дороги в пустыни в 1930-е годы.
Романтикой овеян образ героического работника железной дороги, предотвратившего крушение поезда, на рисунке 1939 года тринадцатилетнего Ювеналия Котельникова из г. Кирова.
Безусловной исторической ценностью обладает рисунок будущего академика Российской академии художеств Анатолия Левитина «Памяти Кирова», выполненный в 1935 году в тринадцать лет. На нем изображено прибытие в Москву траурного поезда с прахом С.М. Кирова. Юному художнику удалось передать торжественность события, происходившего в морозный день декабря, при сохранении документальных подробностей.
Рисунки детей ХХI века в сравнении с работами 1920-1930-х гг. выделяют большие размеры, яркое колористическое решение, что абсолютно соответствует содержанию работ.
На рисунке семнадцатилетней Кристины Гараевой «Движение…» (2010-е гг.) показан контраст паровоза с современным электропоездом. Ей удалось художественными средствами сравнить эстетическую привлекательность и скорость уподобленного ракете современного поезда с красотой дымящего паровоза, пытающегося выиграть соревнование с современностью.
Детей ХХI века привлекает жизнь железной дороги днем и ночью, труд представителей разных профессий и, конечно, манящая даль путешествий.