
10 декабря на площадке Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании Российской академии образования состоялся научно-методологический семинар, посвященный опыту оценки использования студентами практик заботы о себе через дизайн дневниковых исследований Ecological Momentary Assessment (EMA).
Метод исследований EMA (буквально – «экологическая моментальная оценка») позволяет отслеживать чувства, мысли и поведение участников в текущий момент в реальной жизни или обучении и в естественном контексте жизни). Цель – понять, как люди реагируют на изменения в окружающей среде, режим сна или уровень стресса.
Мероприятие объединило представителей РАО, научных организаций и вузов, а также аспирантов, студентов и практических специалистов в области психологии образования из России, Кыргызстана (Ошский государственный педагогический университет) и Узбекистана (Ташкентский филиал РГПУ им. А.И. Герцена).
С приветственным словом к участникам обратился вице-президент РАО, академик РАО Виктор Стефанович Басюк.
«Методология дневниковых исследований позволяет изучать влияние цифровых нагрузок, информационного потока, онлайн-коммуникаций и режимов обучения на благополучие студентов. Это критически важно для проектирования учебной среды и поддержки обучающихся. Практическая ценность дневникового контроля обусловлена высокой доступностью онлайн-мониторинга: данные доступны благодаря тому, что каждый студент сегодня имеет смартфон или другое личное устройство. Все это открывает широкие возможности для превращения данных в конкретные рекомендации по поддержке студентов на основе информации о состоянии, поведении, условиях учебной среды, расписании занятий, режиме перерывов», – сказал Виктор Стефанович Басюк.
Он отметил, что методология EMA объединяет психологию, педагогику, образовательные технологии и дизайн взаимодействия человека с информационными системами. При этом междисциплинарность выступает уже не формальным требованием, а смысловым принципом.
На семинаре также выступила руководитель Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании РАО, член-корреспондент РАО Светлана Алигарьевна Минюрова. Она подчеркнула значимость проведения исследования в условиях цифровизации.
По ее словам, методология дневниковых исследований открывает перед учеными уникальные возможности для изучения поведения, аффекта и практик заботы о себе в естественных условиях поведения студентов. Такой подход не только повышает экологическую валидность данных, но и позволяет увидеть динамику состояний и действий в реальном времени: как изменяются психическое состояние и продуктивность деятельности в течение дня в рамках разных учебных занятий, самостоятельной работы, экзаменов и общения со сверстниками. Это дает возможность сравнить внутриличностные профили студентов и разработать персонализированные стратегии поддержки и профилактики выгорания.
Ведущим докладчиком стала кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи РГПУ им. А.И. Герцена Наталья Александровна Антонова (Санкт-Петербург).
На мероприятии отмечена актуальность междисциплинарного подхода к исследованию благополучия обучающихся и его практической ценности для разработки эффективных сервисов поддержки в условиях цифрового образования.
В ходе обсуждения на семинаре акцентирован вывод: дневниковые исследования с использованием EMA – эффективный инструмент для понимания степени благополучия студентов и формирования персонализированных стратегий поддержки в динамичной образовательной среде. Объединение психологии, педагогики, образовательных технологий и дизайна взаимодействия с информационными системами позволяет трансформировать данные в полезную и своевременную помощь студентам.