01 апреля 2024 года в Российской академии образования состоялась Международная научно-практическая конференция «Нормативные правовые механизмы регулирования электронного обучения и применения дистанционных технологий в высшем образовании» (далее – Конференция).
Проведение Конференции было организованно Российской академией образования, Комитетом Государственной Думы по науке и высшему образованию, Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова. Активное участие в проведении Конференции приняли: Экспертный совет при Комитете Государственной Думы по вопросам негосударственного образования и государственно-частного партнерства в сфере образования; Экспертный совет при Комитете Государственной Думы по вопросам информационных технологий в сфере образования и науки; Автономная некоммерческая организация высшего образования «Российский новый университет»; Юридический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Научно-образовательный центр «Цифровая образовательная среда» юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)».
Участниками и гостями конференции стали представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также российские и зарубежные ученые, преподаватели колледжей и вузов, педагоги общего и дополнительного образования, студенты. Программа Конференции доступна по ссылке
В результате работы Конференции были достигнуты следующие цели: определено состояние, проблемы и перспективы развития информационно-образовательной среды в высшем образовании; определены основные проблемы правового регулирования в условиях цифровой трансформации образовательной среды; сформированы выводы междисциплинарного правового анализа регулирования информационной безопасности при применении цифровых технологий в образовании; выявлены пробелы в правовом регулировании и сформулированы предложения по комплексному совершенствованию законодательства в сфере применения дистанционных технологий в высшем образовании; определена корреляция образовательных отношений с применением дистанционных технологий и средств электронного обучения
и показателей его качества; обобщено состояние, проблемы и перспективы развития электронной информационно-образовательной среды вузов на современном этапе.
В рамках работы Конференции состоялось пленарное и секционные заседания, были подведены итоги конференции. Работа конференции была выстроена по следующим секциям: «Цифровое образовательное право: постановка проблемы и вызовы времени»; «Электронная информационно-образовательная среда университета: состояние, проблемы и перспективы развития».
Стриханов Михаил Николаевич. и.о. вице-президента Российской академии образования, и.о. академика-секретаря отделения профессионального образования Российской академии образования, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор, открыл работу пленарного заседания Конференции.
Президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева приветственном слове отметила «актуальность нормативно-правового регулирования механизмов электронного обучения и применения дистанционных технологий в высшем образовании обусловлена необходимостью обеспечения качества и безопасности образовательных процессов, защиты интересов студентов и преподавателей, а также повышения доступности образования в современное время».
Скаковская Людмила Николаевна, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, доктор филологических наук, профессор отметила, что «оперативное устранение правовых пробелов и коллизий в области применения дистанционных технологий в образовательной сфере является одной из ключевых задач законодательных органов власти. События последних лет наглядно показали, насколько социально значима сфера образования и как важны современные перемены в образовательных учреждениях. Во времена глобальных изменений зачастую приходится жить и функционировать по новым или измененным правилам, поэтому каждую такую ситуацию стоит рассматривать как возможность для совершенствования, действующего законодательств».
Кабышев Сергей Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, кандидат юридических наук обозначил важное значение педагогики в современном образовании «Мир современной цифровой реальности столь богат, что из нашей насыщенной различными форматами жизни духовность и нравственность начинают вытесняться. В погоне за цифровой новатикой педагогика не должна потерять человечность в человеке, чтобы он не стал жертвой цифровых технологий».
Смолин Олег Николаевич, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, академик Российской академии образования, доктор философских наук, профессор в видеобращении к участникам Конференции обозначил три важных аспекта цифровизации: 1) цифровизация управления опережает цифровизацию производства и образования; 2) цифровизация школьного образования опережает цифровизацию профессионального образования; 3) развитие искусственного интеллекта должно соответствовать интересам человека и защищать их. Олег Николаевич отметил необходимость преодоления технологической отсталости, а также предложил новую форму аттестации для определения уровня знаний студентов.
Тумакова Елена Вадимовна, врио директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, кандидат филологических наук, доцент рассказала о вступающем 01 сентября 2024 года в силу постановлении Правительства № 1678, регламентирующем электронное обучение. В частности, Елена Вадимовна отметила, что в новом постановлении описаны ключевые термины (информационная система, цифровое образование, цифровой контент); установлена ответственность вузов за функционирование электронной системы и обучение своих сотрудников по работе с ней; предусмотрено право студента на дистанционную аттестацию. Кроме этого, в своем приветственном слове она акцентировала внимание на таких проблемных вопросах как проблема безопасности персональных данных и эффективность прокторинговой системы. В заключение она рассказала о готовящемся законопроекте, регулирующем выдачу документов об образовании в электронной форме. Участников Конференции
Владислав Валерьевич Гриб, вице-президент ФПА РФ, академик РАО, заведующий кафедрой конституционного права МГИМО, заслуженный юрист России, д.юрид. н. профессор в своем приветствии отметил важность работы данной Конференции.
На пленарном заседании Конференции с докладами выступили:
декан Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО, доктор юридических наук, профессор Александр Константинович Голиченков; доцент кафедры правовой информатики, директор научно-образовательного центра «Цифровая образовательная среда» Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент кафедры Международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО, доцент РАО, кандидат юридических наук Максим Валерьевич Воронин; декан юридического факультета, профессор Кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор Гульнара Флюровна Ручкина; декан факультета права НИУ ВШЭ, доктор юридических наук, профессор Вадим Александрович Виноградов; заместитель декана Юридической школы Нанкинского педагогического университета (Nanjing Normal University), доктор юридических наук, профессор Фэн Фэй; директор ГБОУ «Школа No 1520 им. Капцовых» г. Москвы, почетный работник общего образования РФ Вита Викторовна Кириченко.
Модераторами секции № 1 конференции «Цифровое образовательное право: постановка проблемы и вызовы времени» стали Александр Константинович Голиченков и Максим Валерьевич Воронин. В ходе работы первой секции были представлены следующие доклады:
В результате работы первой секции были выработаны рекомендации в части необходимости регулирования поведения субъектов – пользователей цифровых образовательных сервисов и сред. Было заслушано предложение о необходимости заключения соглашения между вузами в государствах-членах ЕАЭС о принятии Этического кодекса в сфере использования технологий искусственного интеллекта в научно-образовательном процессе.
Было предложено: продолжить расширение практики правового просвещения студентов вне зависимости от профиля и направления подготовки, разработки модуля «Цифровая правовая культура», расширяющий их представления о правах и ответственности в условиях цифровизации сфер общественной жизни, включая образование; инициировать подготовку специалистов в сфере управления образования по программе «Правовая работа в области информационной безопасности цифровой экономики»; предложить Российской академии образования разработку технического задания на НИР «Межотраслевые технические, гуманитарные и правовые проблемы информационной безопасности в условиях «цифрового оборота» интеллектуальной собственности» и информации в сфере образования» с целью выработки предложений по правовому регулированию электронного обучения в вузах. От участников были представлены иные предложения, нашедшие отражение в резолюции конференции.
На секции «Электронная информационно-образовательная среда университета: состояние, проблем и перспективы», Владимир Алексеевич Зернов, председатель Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам негосударственного сектора образования и государственно-частного партнерства в сфере образования, председатель совета АНВУЗ России, ректор АНО ВО «РосНОУ», член-корреспондент РАО обобщил итоги заседания Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по вопросам негосударственного образования и государственно-частного партнерства в сфере образования, Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по вопросам информационных технологий в сфере образования и науки.
Заседание секции было посвящено анализу состояния, проблемы и перспективы развития электронной информационно-образовательной среды вузов на современном этапе. Выступающие раскрыли особенности, основные подходы функционирования ЭИОС в образовательном процессе университета:
Тихомиров Владимир Павлович, заместитель председателя Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам развития информационных технологий в сфере образования и науки, президент Консорциума «Электронный университет», доктор экономических наук, профессор в своем выступлении «Трансформация национальных образовательных систем в связи с массовым использованием технологий искусственного интеллекта: стратегические национальные приоритеты» рассказал о трендах развития переобучения людей искусственному интеллекту.
Кондрашов Павел Евгеньевич, заместитель декана Факультета государственного управления по общим вопросам Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, кандидат технических наук в докладе «Законодательные требования по предоставлению и актуализации образовательной организацией высшего образования информации в цифровой форме» подчеркнул, что необходимо глубоко проанализировать ФЗ «Об образовании» (возможно его уже нужно менять) и подзаконных актов.
Поляков Дмитрий Владимирович, ректор УВО в докладе «Университет управления «ТИСБИ», кандидат педагогических наук, доцент осветил в докладе «Оценка готовности образовательных организаций высшего образования к реализации с 1 сентября 2024 года требований Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 г. № 1678» говорил о необходимости разработки общей сервисной платформы, направленной на создание и развитие единой информационной среды взаимодействия информационных систем образовательных организаций с федеральными и государственными информационными системами. Единый шлюз подключения вузов к такой платформе. Организовать доступ к платформе для всех аккредитованных вузов, обеспечить техническое и методическое сопровождение сервисной платформы.
Подуфалов Николай Дмитриевич, научный руководитель лаборатории развития высшего профессионального образования РАО, академик Российской академии образования, член президиума РАО, доктор физико-математических наук, профессор рассмотрел ряд актуальных вопросов формирования дидактики высшего образования в условиях цифровой и сетевой трансформации образования, а также основные направления регулирования электронной (цифровой) информационной среды сферы образования.
Алексей Дмитриевич Шматко, заведующий кафедрой «Менеджмент организации», ФГБОУ ВО «БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова» доктор экономических наук, профессор РАО осветил обеспечение совокупности информационных и образовательных ресурсов ФГБОУ ВО «БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»;
Груздев Михаил Вадимович, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, профессор, член-корреспондент РАО совместно с Тархановой Ириной Юрьевной, доктором педагогических наук представили технологии педагогического сопровождения информационно-образовательной среды ЯГПУ им. К.Д. Ушинского;
Минцаев Магомед Шавлович, ректор ФГБОУ ВО «ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова», доктор технических наук, профессор отразил опыт передовой инженерной школы ГГНТУ им. академика М.Д. Миллионщикова инструментарий подготовки профессиональных кадров, адаптированных для цифрового будущего.
Миннибаев Евгений Кадырович, ректор Академии ВЭГУ, профессор выделил актуальность решения новых задач в формировании современной электронной информационно-образовательная среде университета на системном уровне для достижения развития национальной системы высшего образования, выделил необходимость перехода ЭИОС на единую цифровую платформу на основе отечественных операционных систем.
Манюшис Альгирдас Юозович, ректор Московского международного университета, доктор экономических наук, профессор предложил разработать и реализовать, возможно на базе ведущих ВУЗов, имеющих соответствующий положительный опыт перехода и / или разработчиков отечественного ПО, постоянно действующие, желательно бесплатные для пользователей или хотя бы для нескольких базховых пользователей обучающиеся программы. , что нужно
Цебренко Константин Николаевич, проректор по информационным технологиям, НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий- ИМСИТ», кандидат технических наук, доцент на примере опыта НАН ЧОУ ВО Академия ИМСИТ использования цифровой трансформации высшего образования отразил основные проблемы и перспективы реализации в цифровой образовательной среде.
Акперов Имран Гурруевич, ректор Южного университета (ИУБИП), доктор экономических наук, профессор сделал доклад «Электронная информационно-образовательная среда университета: направления развития по результатам анализа опыта БГТУ «ВОЕНЕМЕХ» им. Д.Ф. Устинова».
Агабекян Раиса Левоновна, ректор ИМСИТ, доктор экономических наук, профессор подчеркнула, что решения отечественных разработчиков программного обеспечения стоят дороже чем ушедшие с рынка зарубежные аналоги. Полная единовременная замена программного обеспечения на отечественное требует колоссальных затрат.
Стриханов Михаил Николаевич. и.о. вице-президента Российской академии образования, и.о. академика-секретаря отделения профессионального образования Российской академии образования, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор, подводя итоги работы секции, сказал о необходимости формирования рабочей группы государственных и негосударственных вузов и МОН для совместной работы. Одно с другим не бьется, надо работать вместе.
С видеозаписью Конференции можно ознакомиться по ссылкам:
Пленарное заседание Конференции
https://vk.com/video-207062648_456239403
Секция № 1. «Цифровое образовательное право: постановка проблемы и вызовы времени»
https://vk.com/video-207062648_456239404
Секция № 2. «Электронная информационно-образовательная среда университета: состояние, проблемы и перспективы развития»