15 октября в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в условиях модернизации системы профессионального образования».
Мероприятие организовано Российской академией образования, Российским государственным университетом нефти и газа имени И.М. Губкина, Мордовским государственным педагогическим университетом им. М.Е. Евсевьева, Мордовским научным центром Российской академии образования при участии Фонда Гуманитарных Проектов и Научно-образовательного центра развития образования Института «Высшая школа государственного управления» РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.
Приветственное слово президента РАО, академика РАО Ольги Юрьевны Васильевой зачитал вице-президент РАО, академик РАО Михаил Николаевич Стриханов.
«В условиях новых вызовов тема педагогической помощи в выборе профессии не только сохраняет свою актуальность, но и обретает новые смыслы. Она позволяет эффективнее решать задачи подготовки кадров и поиска новых способов формирования мировоззрения юных соотечественников. Российским образованием накоплен огромный опыт сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи. Отечественная система профориентации имеет богатую историю, связанную не только с восполнением дефицита кадров, но и с воспитанием граждан», – сказала Ольга Юрьевна Васильева.
Михаил Николаевич Стриханов отметил значимость распространения опыта реализации средств профессиональной ориентации и моделей сопровождения профессионального самоопределения в контексте трансформации подготовки кадров, подчеркнул важность научного вклада академика РАО Светланы Николаевны Чистяковой в решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения в рамках научной школы РАО «Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация школьников» Н.Н. Чистякова – С.Н. Чистяковой. Также М.Н. Стриханов рассказал о совместной работе отделений профессионального и общего среднего образования РАО по реализации плана мероприятий в рамках научной школы.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, академик РАО Олег Николаевич Смолин назвал ключевыми фигурами в достижении цели технологического лидерства ученых, рабочих, инженеров и педагогов. Олег Николаевич также провел анализ основных проблем инженерного образования и направлений его модернизации.
Вице-президент РАО, академик РАО Михаил Николаевич Стриханов открыл заседание рабочей группы, посвященной разработке Концепции профильного обучения, направленной на повышение качества образования. Он подчеркнул значимость создания единой теоретической, методологической и организационной базы для формирования профильного обучения, соответствующего профессиональным интересам обучающихся, их намерениям относительно продолжения образования или последующей профессиональной деятельности, с учетом динамики рынка труда и социально-экономического и технологического развития Российской Федерации.
Ректор Губкинского университета, академик РАО Виктор Георгиевич Мартынов в своем выступлении рассмотрел мотивирующие факторы выбора профессии, акцентируя внимание на важности примера успешного взрослого – главного мотивирующего субъекта для молодежи, педагога. Среди основных мотивов он выделил уважение к труду, желание трудиться, пример успешного взрослого и материальную составляющую — уровень заработной платы.
В.Г. Мартынов предложил внести в резолюцию конференции ряд мер, направленных на мотивацию молодых людей к общественно полезному труду и профессиям, необходимым для достижения стратегических целей государства. Среди них:
Академик-секретарь Отделения профессионального образования РАО, ректор Российского нового университета, академик РАО Владимир Алексеевич Зернов акцентировал внимание на исторически высоком уровне подготовки в отечественной системе образования. Он отметил прямую зависимость основных причин лидерства СССР в научной гонке от уровня математической подготовки, а также подчеркнул значимость мотивации научных коллективов и исследователей.
И.о. академика-секретаря Отделения общего среднего образования РАО, руководитель научной школы РАО «Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация школьников», член-корреспондент РАО Елена Юрьевна Брель представила современные задачи и возможные решения в области профессионального самоопределения школьников. Елена Юрьевна отметила, что профессиональное самоопределение школьников в России прошло путь от ориентации на кадровые запросы государства в советское время до личностно-ориентированного подхода современного периода. Это остается ключевой составляющей общего процесса социализации и подготовки молодежи к трудовой деятельности и основой формирования готовности к самостоятельному и осознанному выбору жизненного пути.
Елена Юрьевна также подчеркнула значимость совместной работы отделений профессионального и общего среднего образования РАО в рамках научной школы «Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация школьников» Н.Н. Чистякова – С.Н. Чистяковой».
Ректор МГПУ им. М.Е. Евсевьева Марина Владимировна Антонова представила инновационные подходы к подготовке педагогов в области профессиональной ориентации и самоопределения. Марина Владимировна также осветила большую научно-практическую работу, проводимую университетом по профориентационной подготовке педагогических кадров.
Член-корреспондент РАО Владимир Игоревич Блинов представил доклад «Образовательная профориентация обучающихся и профессиональная мобильность взрослых». В своем выступлении он подчеркнул, что с точки зрения адаптивности и профессиональной мобильности «гибкость» становится новой «стабильностью», позволяя быстро реагировать на изменения в требованиях рынка труда.
Выступление члена-корреспондента РАО Магомеда Шаваловича Минцаева было посвящено использованию цифровых инструментов в профориентации. Он продемонстрировал, как развитие технологий изменяет подходы к профориентации: теперь предметом проектирования становится не только конкретный выбор профессии, но и погружение в многообразие вариативных профессиональных планов. В своей презентации М. Ш. Минцаев представил 10 наиболее эффективных цифровых платформ для профориентации школьников и студентов, а также обсудил пути интеграции этих инструментов в процесс выбора профессионального пути.
В ходе конференции представлены доклады, посвященные современным задачам профориентации и роли цифровых инструментов в этом процессе. Участники обсудили лучшие практики профориентационной работы и вопросы взаимодействия между различными уровнями образовательной системы.
Руководитель направления образовательных стандартов и программ Фонда Гуманитарных Проектов Игорь Дмитривич Иванов представил результаты реализации Единой модели профориентации в 2025/26 учебном году. Он отразил динамику изменений по сравнению с предыдущим годом, а также рассмотрел федеральный и региональный уровни реализации профориентации, включая кадровый прогноз Минтруда России.
Исполнительный директор Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М.В. Ломоносова Кирилл Геннадьевич Кузнецов исследовал структуру готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, проанализировав взаимосвязь между человеком и профессией. Он выделил мотивы и интересы как потребности человека, а также способности и компетенции как требования к личности, проанализировав факторы готовности к профессиональному самоопределению.
Исполняющий обязанности проректора по экспертно-аналитической работе и руководитель Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России Олег Геннадьевич Карпович познакомил участников с особенностями подготовки профессиональных кадров для дипломатических служб стран БРИКС.
Аспектам профессионального образования в условиях научно-технологической трансформации было посвящено выступление заведующего Лабораторией развития высшего профессионального образования Центра развития высшего и среднего профессионального образования Российской академии образования Андрея Владимировича Олейника.
Взаимосвязь задач профориентации и целей государства и особенности военного образования представил заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного Ирины Ивановны Соколовой.
Работу пленарного заседания завершил доклад ведущего научного сотрудника Научно-образовательного центра развития образования Института «Высшая школа государственного управления» РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Николая Федоровича Родичева «Потенциал негосударственного участия в компенсации дефицитов профессиональной ориентации».
Дальнейшая работа конференции проходила в нескольких форматах:
Секционное заседание «Профориентационные практики современной России: решения, вызовы и риски». Модератор: Екатерина Юрьевна Есенина, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра развития образования Института «Высшая школа государственного управления» РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.
Круглый стол «Ранняя профориентация: роль дошкольного и младшего школьного возраста в непрерывной модели профориентации детей и молодёжи». Модератор: Дмитрий Александрович Махотин, главный редактор журнала «Интерактивное образование».
Дискуссионная площадка «Траектории профессионального развития в условиях модернизации системы образования». Модераторы: Татьяна Шукшина, проректор по научной работе МГПУ им. М. Е. Евсевьева, руководитель Мордовского научного центра РАО, Наталья Григорьевна Спиренкова, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева.
Открытое заседание рабочей группы по разработке Концепции профильного обучения с целью повышения качества образования. Модератор: Николай Дмитривич Подуфалов, академик РАО, научный руководитель Лаборатории развития высшего профессионального образования Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО.
В представленных 66 докладах были рассмотрены все аспекты современной профориентационной работы. Конференция собрала 277 участников из практически всех регионов России, а также из Республики Беларусь и Китайской Народной Республики.
По итогам конференции приняты резолюция и окончательный вариант проекта Концепции профильного обучения, которые переданы для дальнейшего научного обсуждения отделениями профессионального и общего среднего образования РАО.