2 октября состоялся научно-практический семинар «Формирование Я-концепции личности в цифровом образовательном процессе», организованный Отделением психологии и возрастной физиологии Российской академии образования.
С приветственным словом к участникам обратился академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, академик РАО Сергей Борисович Малых. Он отметил значимость исследования личности в условиях цифровизации образования.
Модератор семинара, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО Галина Уртанбековна Солдатова представила доклад «Трансформации идентичности подростков и молодежи в условиях конвергенции онлайн и офлайн миров». Отмечено, что цифровая образовательная среда меняет процессы социализации и самосознания подрастающего поколения. На основе результатов эмпирических исследований представлены разные типы технологически достроенной личности и обозначены их зоны роста и риска в условиях цифровизации повседневности и жизни в смешанной онлайн/офлайн реальности.
Профессор НИУ «Высшая школа экономики», доктор психологических наук Катерина Николаевна Поливанова выступила с сообщением «Образование и цифра: открываем новые возможности развития?». Она акцентировала внимание на том, что современная семья вкладывается в полноценную экосистему развития, которая не только дает новые возможности, но и подразумевает больше рисков по сравнению с традиционной системой образования.
Старший научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук Светлана Вячеславна Чигарькова выступила с докладом «Цифровое благополучие молодежи: ресурсы безопасности и развития». Отмечена необходимость осмысления цифрового измерения благополучия как составляющей удовлетворенности жизнью и позитивного функционирования личности в условиях смешанной реальности. Представлены результаты эмпирического исследования молодежи и апробация нового психодиагностического инструментария – Индекса цифрового благополучия.
Профессор РГПУ им. А.И. Герцена Анастасия Владимировна Микляева выступила с сообщением «Я-интеллектуальное в эпоху искусственного интеллекта: новые вызовы субъектности школьников и студентов». Представлен феномен «когнитивной экстернализации» психических функций, высказаны опасения относительно сохранения субъектности в связи с потерей возможности делать собственные выборы и формировать свою идентичность независимо от алгоритмов в условиях распространения технология искусственного интеллекта.
В завершении семинара специалисты в области педагогической психологии и киберпсихологии обсудили риски и перспективы цифровой образовательной среды для формирования личности.