«Экспертно-аналитическая сессия «Условия и факторы успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов»

Меню раздела

21 октября в рамках заседания Совета Общероссийского Профсоюза образования по непрерывному профессиональному педагогическому образованию (Совет) прошла экспертно-аналитическая сессия на тему «Условия
и факторы успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов».

Открытое заседание Совета, председателем которого является вице-президент Российской академии образования, академик РАО Виктор Стефанович Басюк, состоялось на базе Национального исследовательского Томского государственного университета, в рамках Всероссийского научно-образовательного форума «Экосистема непрерывного педагогического образования: модели, механизмы, ресурсы».

В работе заседания Совета посредством дистанционного подключения приняла участие заместитель директора Департамента кадровой политики Министерства просвещения Российской Федерации Полигошко Елена Александровна. Приветствуя участников открытого заседания, она отметила важность проблематики и прекрасную возможность рассматривания темы заседания с разных уровней её решения: научных центров РАО, федерального вуза, региональной организации ДПО, школы.

Экспертно-аналитическая сессия, организованная Лабораторией проблем непрерывного развития педагогических кадров Центра развития педагогического образования РАО, заведующий Лабораторией Загидуллин Раис Рамазанович, прошла в комбинированном (очно-дистанционном) формате.

Участниками экспертно-аналитической сессии стали члены Совета Общероссийского Профсоюза по непрерывному профессиональному педагогическому образованию, члены Национальной ассоциации организаций, реализующих программы дополнительного профессионального педагогического образования (НАОДППО), представители научных центров РАО, ведущих педагогических вузов и образовательных структур, ведущих подготовку по направлению «Образование и педагогические науки».

На заседании состоялось экспертное обсуждение заявленных докладов с выходом на определение конкретных предложений по разрешению выявленных проблемных вопросов:

Доклад 1: «Годичная практическая подготовка: модель формирования и закрепления профессиональных компетенций будущего педагога» – Бакулина Светлана Юрьевна, ректор Самарского государственного социально-педагогического университета, кандидат культурологии.

Доклад 2: «Бесшовная модель педагогического образования: региональный опыт» – Забнева Эльвира Ивановна, ректор Института развития образования Кузбасса, доктор философских наук, профессор.

Доклад 3: «Вариативные модели наставничества в системе постдипломного сопровождения и закрепления в профессии молодых педагогов» –  содокладчики: 

— Золотарева Ангелина Викторовна, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского;  

— Савельева Любовь Александровна, заместитель директора по научно-методической работе Губернаторского лицея № 101 имени Народного Учителя Российской Федерации Ю. И. Латышева Ульяновском государственном педагогическим университете им. И.Н. Ульянова, победитель всероссийской олимпиады «Педагог – это призвание» в 2024 г. в номинации «Внутришкольные программы развития психолого-педагогических классов».

Председатель Совета Виктор Стефанович Басюк отметил, что рассмотренные модели поддержки и сопровождения студентов педагогических специальностей вузов и молодых специалистов школ должны получить поддержку и распространены в других регионах отечественной системы образования, что и станет одним из решений, внесенного в итоговый протокол Форума.

На состоявшейся после экспертного обсуждения дискуссии члены Совета высказали несколько мнений в развитие механизмов поддержки будущих
и настоящих педагогов, среди них:

  • поиск институциональных механизмов (оснований, полномочий, требований, инструментов, финансового обеспечения и других вопросов) постдипломного сопровождения молодых специалистов со стороны выпускающих профессиональных организаций (вузов, организаций СПО): например, годовых программ сопровождения молодых специалистов выпускающими кафедрами, что в том числе потребует апробации инструментов дистанционного сопровождения;
  • необходима проработка механизма распространения/закрепления инновационных решений в сфере решения задач ускоренной профессионализации для их внедрения в широкую практику деятельности профессиональных организаций (образовательных организаций высшего образования и организаций СПО);
  • разработка единых унифицированных обоснований и положений финансовых механизмов, включенных в региональные нормативные правовые акты по финансовым выплатам молодым специалистам
    в качестве их социальной поддержки (программы 1-3-летних ежемесячных доплат к заработной плате молодым специалистам), так как выявилось, что это в отдельных регионах является препятствием к реализации норм законодательства по привлечению студентов старших курсов
    к преподаванию в школах, а именно: при прохождении такой практической подготовки с оформлением трудовых отношений (с целью ускорения процессов профессионализации), молодой специалист теряет статус «молодого специалиста» и право на соответствующую выплату;
  • необходимость проведения мониторинга установления педагогическим работникам нового типа квалификационных категорий, а именно: «педагог-методист» и «педагог-наставник»: в отдельных регионах новые категории не получили должной поддержки и развития, так как не запущен механизм определения источника выделения дополнительных средств
    в бюджетах соответствующих уровней.

Выявленная проблематика войдет в итоговый протокол Форума для их проработки и поиска оптимальных решений с органами власти всех уровней.