РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Центр развития педагогического образования

Тезисы результатов мониторинга педагогических образовательных программ вузов

  Публикуем основные тезисы результатов мониторинга педагогических образовательных программ вузов, представленные на общем собрании членов Российской академии образования:

  Масштабный мониторинг педагогических программ подготовки, проведенный Центром развития педагогического образования Российской академии образования под руководством члена-корреспондента РАО Елены Ивановны Казаковой, показал, что почти 92% студентов-педагогов в нашей стране обучаются в бакалавриате, 8% – в магистратуре, и лишь 0,22% – на программах специалитета.

  Участие в нем приняли 139 вузов, в которых ведется подготовка по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки», из всех федеральных округов нашей страны. В ходе исследования проанализированы порядка 2,6 тысячи образовательных программ, по которым обучаются более 202 тысяч студентов.

  Согласно результатам мониторинга, больше половины программ – 55% – гуманитарные. Около 27% – естественно-научной, физико-математической или технической направленности. Лишь 9% программ – дефектологические. Одними из самых дефицитных оказались вузовские программы подготовки специалистов для работы с дошкольниками – 3,3%.

  Самыми многочисленными оказались программы бакалавриата с двумя профилями подготовки (737), например – «Информационные технологии и математика», «Начальное образование и английский язык», «История и обществознание». Такие программы существенно лидируют по количеству во всех вузах. В аутсайдерах – программы по педагогике и психологии девиантного поведения (уровень специалитета): выявлено всего 6 программ из 2,6 тысячи. Мониторинг также показал недостаточное количество образовательных программ по специальному (дефектологическому) образованию: 49 магистерских и 125 бакалаврских.

  В большинстве вузов программы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС 3++). Однако авторы мониторинга обратили внимание на слабую научно-исследовательскую подготовку будущих учителей. По итогам анализа учебных планов бакалавриата обнаружилось, что в 27% из них полностью отсутствует научно-исследовательская практика.

  Нужно вводить больше программ именно специалитета для будущих учителей – это один из основных выводов мониторинга. Второй вывод: программы магистратуры требуют пристального внимания, переосмысления подходов. Необходимо обратить серьезное внимание на распределение часов в учебном плане. В первую очередь, увеличение часов на базовые педагогические дисциплины.

  По итогам проведенного мониторинга Академия разработает программы повышения квалификации сотрудников российских вузов, отвечающих за содержание образования будущих учителей.

ссылка вк