Публикуем основные тезисы результатов мониторинга педагогических образовательных программ вузов, представленные на общем собрании членов Российской академии образования:
Масштабный мониторинг педагогических программ подготовки, проведенный Центром развития педагогического образования Российской академии образования под руководством члена-корреспондента РАО Елены Ивановны Казаковой, показал, что почти 92% студентов-педагогов в нашей стране обучаются в бакалавриате, 8% – в магистратуре, и лишь 0,22% – на программах специалитета.
Участие в нем приняли 139 вузов, в которых ведется подготовка по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки», из всех федеральных округов нашей страны. В ходе исследования проанализированы порядка 2,6 тысячи образовательных программ, по которым обучаются более 202 тысяч студентов.
Согласно результатам мониторинга, больше половины программ – 55% – гуманитарные. Около 27% – естественно-научной, физико-математической или технической направленности. Лишь 9% программ – дефектологические. Одними из самых дефицитных оказались вузовские программы подготовки специалистов для работы с дошкольниками – 3,3%.
Самыми многочисленными оказались программы бакалавриата с двумя профилями подготовки (737), например – «Информационные технологии и математика», «Начальное образование и английский язык», «История и обществознание». Такие программы существенно лидируют по количеству во всех вузах. В аутсайдерах – программы по педагогике и психологии девиантного поведения (уровень специалитета): выявлено всего 6 программ из 2,6 тысячи. Мониторинг также показал недостаточное количество образовательных программ по специальному (дефектологическому) образованию: 49 магистерских и 125 бакалаврских.
В большинстве вузов программы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС 3++). Однако авторы мониторинга обратили внимание на слабую научно-исследовательскую подготовку будущих учителей. По итогам анализа учебных планов бакалавриата обнаружилось, что в 27% из них полностью отсутствует научно-исследовательская практика.
Нужно вводить больше программ именно специалитета для будущих учителей – это один из основных выводов мониторинга. Второй вывод: программы магистратуры требуют пристального внимания, переосмысления подходов. Необходимо обратить серьезное внимание на распределение часов в учебном плане. В первую очередь, увеличение часов на базовые педагогические дисциплины.
По итогам проведенного мониторинга Академия разработает программы повышения квалификации сотрудников российских вузов, отвечающих за содержание образования будущих учителей.