В рамках комплекса мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации, с 16 по 19 апреля 2024 года в Российской академии образования прошла III Международная Ассамблея «Образование и семья – единство ценностей». Программа Ассамблеи.
Ассамблею открыла президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева. С приветственными словами на открытии выступили представители Российской академии наук, органов государственной власти сферы образования, российских и зарубежных партнеров Академии.
В рамках Ассамблеи состоялось подписание соглашения о сотрудничестве Российской академией образования и ГУО «Академия образования» Республики Беларусь.
Российская академия образования в дни работы Ассамблеи подписала также соглашения о сотрудничестве с Донецким государственным педагогическим университетом (г. Горловка), Мелитопольским государственным университетом, Уральским государственным педагогическим университетом, Кемеровским государственным университетом, Московским государственным институтом культуры и Академией наук Республики Саха (Якутия).
Ключевыми событиями первого дня Ассамблеи стали открытые лекции Ольги Юрьевны Васильевой о мифах об образовании и академика РАО, Заслуженного учителя Российской Федерации Евгения Александровича Ямбурга об антропологических подходах, ответах на вызовы и угрозы современности. В формате прямого эфира прошел специальный выпуск проекта «Академические вечера», где Ольга Юрьевна Васильева и Евгений Александрович Ямбург ответили на вопросы участников Ассамблеи.
В первый день Ассамблеи (16 апреля 2024 года) прошли открытые расширенные заседания Бюро отделений РАО с участием представителей региональных научных центров и научных центров РАО.
Центр развития высшего и среднего профессионального образования РАО принял участие в организации и проведении расширенного заседания бюро Отделения профессионального образования и Научного совета по развитию профессионального образования и обучения с участием представителей научных центров РАО: НЦ РАО на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета; НЦ РАО на базе ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»; НЦ РАО на базе ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (ДНЦ РАО); НЦ РАО на базе ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет». Тема заседания: «Воспитание в системе среднего профессионального образования».
Открыл заседание бюро Отделения профессионального образования и Научного совета по развитию профессионального образования и обучения Стриханов Михаил Николаевич, и.о. вице-президента РАО,
и.о. академика-секретаря Отделения профессионального образования РАО, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор.
В обсуждении ключевых вопросов по совершенствованию развития воспитания в системе среднего профессионального образования приняли участия члены академии, сотрудники Центров РАО, преподаватели: СПО, вузов субъектов РФ, Министерства просвещения Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации по воспитанию и просвещению,
Блинов Владимир Игоревич, директор Научно-образовательного центра развития образования Дирекции НТиЦР Института ВШГУ Президентской академии, член-корреспондент РАО выступил с докладом «Воспитание профессионально-значимых качеств студентов СПО», в котором охарактеризовал научные подходы взаимосвязи между процессом формирования качеств личности студентов в профессиональном образовании и оценки результативности.
Боровская Марина Александровна, президент Южного федерального университета, член-корреспондент РАО в докладе «Трансформация системы среднего профессионального образования: экосистемный подход» обозначила проблемы в области профессионального воспитания и подготовки кадров, выделив, что это вопрос требует серьезной модернизации системы образования СПО. В своем докладе Марина Александровна обобщила экосистемный подход, как новую экосистему в развитии большого проекта концепции профессионального воспитания в системе СПО, который разрабатывается с участием Всероссийского детского центра «Смена» и ЮФУ. Всероссийский детский центр «Смена», заключивший в марте 2022 года с Академий Минпросвещения России соглашение о сотрудничестве и работе на платформе «Цифровая экосистема ДПО», успешно реализует курсы повышения квалификации «Организация воспитательной работы в образовательных организациях СПО» в рамках федерального проекта «Профессионалитет».
Марина Александровна Боровская отметила, «экосистемный подход предполагает, что не вся ответственность за воспитание нового поколения профессионалов ложится исключительно на учебные заведения СПО — другие субъекты этой экосистемы тоже оказывают свою помощь. На школах и на родителях лежит ответственность за раннюю профориентацию обучающихся. Работодатели должны активно включаться в формирование образовательных программ СПО, чтобы получать на выходе таких выпускников, которых не придется переучивать на производстве. А вузам в свою очередь следует обеспечивать техникумы и колледжи научным сопровождением, трансфером методик и конечно педагогическими кадрами».
Марина Александровна добавила, что на рынке труда наблюдается изменение требований не только к профессиональным, но и личностным качествам, надпрофессиональным навыкам (комплекс умений общего характера) и навыкам будущего к выпускникам средних профессиональных учебных заведений, и система СПО должна ответить на этот вызов.
Демин Виктор Михайлович, заместитель руководителя Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО, заведующий лаборатории развития СПО Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО, доктор педагогических наук, профессор в докладе «Взаимодействие семьи и профессиональных образовательных организаций системы СПО – слагаемые успеха в подготовке кадров» акцентировал внимание на выполнение задач в области Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года, подписанной 25 августа 2014 года: укрепление и развитие института семьи, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, улучшение положения семей с несовершеннолетними детьми, защита семьи, в том числе от незаконного вмешательства в семейную жизнь, и оказание содействия в осуществлении ее основных функций (и на этой основе повышение уровня семейного благополучия), улучшение демографической ситуации в стране, разрешение проблемы социального сиротства. Выделил ключевое значение в организации педагогами, мастерами среднего профессионального образования конструктивного взаимоотношения подростков с родителями, направленного на укрепление уважительного отношения к родителям и детям, развития взаимопонимания родителей и детей, обозначил основные направления взаимодействия взаимодействие ПОО системы СПО с семьями обучающихся:
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи;
- повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах ПО, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечения единства подходов к воспитанию и обучению в условиях ПО и семьи;
- повышения воспитательного потенциала семьи;
- подготовка обучающихся к формированию семейных отношений;
- повышение качества подготовки кадров.
- информирование, просвещение родителей (законных представителей) в вопросах обеспечение законных прав детей;
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс ПО;
- содействие развитию ответственного и осознанного родительства, как базовой основы благополучия семьи;
- построение партнерства, сотрудничества, взаимодействия ПОО и семьи в самоопределении и семейном воспитании.
Демин Виктор Михайлович отметил важное значение формирование компетентностей у обучающихся в области построения семейных отношений, укрепление и развитие традиционных семейных ценностей.
С презентацией Демина Виктора Михайловича можно ознакомиться по ссылке.
Духанина Любовь Николаевна, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание», доктор педагогических наук, профессор обобщила профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» и обозначила, что профстандарт не описывает ряд профессиональных квалификаций системы СПО, прямое назначение которых — воспитание молодого поколения. Это преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки и руководитель физического воспитания, эти виды профессиональной деятельности в будущем могут быть оформлены в отдельные профстандарты.
Золотарева Наталия Михайловна, советник Министра просвещения Российской Федерации, президент Союза директоров ССУЗ России, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по воспитанию и просвещению, кандидат педагогических наук, доцент подняла в докладе «К вопросу о культурно-творческом воспитании в системе СПО» важность организации и проведения различных культурных мероприятий, досуговой деятельности обучающихся в СПО. Прокохин Владимир Александрович, руководитель дирекции по взаимодействию с научными центрами Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых», кандидат социологических наук, доцент проиллюстрировал практики и методики внедрения программы воспитательной работы Движения Первых. Журавлев Игорь Валерьевич, директор ФГБОУ ВДЦ «Смена» поделился опытом формирования профессиональных и моральных качеств у обучающихся в колледже в докладе «Профессиональное воспитание в колледже: концептуальные основы и практическая реализация». Зеер Эвальд Фридрихович, научный руководитель НЦ РАО на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор и Третьякова Вера Степановна, доктор филологических наук, профессор ФГАОУ ВО РГППУ осветили проблемы и перспективы профессионального воспитания в докладе «Прогнозирование профессионального будущего в проекции воспитания молодежи в СПО». Лельчицкий Игорь Давыдович, научный руководитель Тверского научного центра РАО на базе ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», академик РАО, доктор педагогических наук, профессор и Макеева Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент актуализировали значение формирования образа благополучной семьи у студентов колледжей и вузов. Бирюкова Наталья Викторовна, директор Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий», соруководитель инновационной площадки РАО, кандидат педагогических наук, актуализировала значение исследовательского подхода в профессиональном самоопределении обучающихся. Цибизова Татьяна Юрьевна, начальник Управления образовательных технологий МГТУ им. Н.Э. Баумана, соруководитель инновационной площадки ФГБОУ ВО Московский государственный технический университет (национальный исследовательский университет) имени Н.Э. Баумана, доктор педагогических наук, профессор в докладе «Роль университета в воспитании обучающихся СПО через профориентационную деятельность» обозначила ключевое значение взаимодействие вуза и СПО, в том числе в образовательной модели «вуз-колледж» в проведении профориентационных мероприятий в стенах университета, например (профориентационного квеста, недели занятий для обучающихся в вузе) , а также важность в организации и проведении вузом и СПО совместных мероприятий, направленных на укрепление гражданской ответственности и семейных традиционных ценностей. Патова Мария Эдуардовна, заведующий кафедрой социальной работы и туризма ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», заместитель руководителя Адыгейского научного центра РАО, доктор педагогических наук, доцент в своем выступлении осветила предназначение и функции советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в профилактике девиантных форм поведения, обучающихся в условиях СПО. Рабаданов Муртазали Хулатаевич, руководитель Дагестанского научного центра РАО, ректор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», доктор физико-математических наук, профессор и Омарова Наида Омаровна, заместитель руководителя Дагестанского научного центра РАО, заведующая кафедрой бизнес- информатики и высшей математики Дагестанского государственного университета, член-корреспондент РАО, доктор физико-математических наук, профессор выделили значение духовно-нравственного воспитания в поликультурной и поликонфессиональной среде молодежи СПО.
В обсуждении представленных докладов на заседании бюро Отделения профессионального образования РАО и Научного совета по развитию профессионального образования и обучения РАО приняла участие Орешкина Анна Константиновна, заведующая лабораторией современных форм и методов воспитания профессионального самоопределения и профориентации, Центра воспитания и развития личности Российской академии образования, доктор педагогических наук, эксперт РАО.
Заключение
На заседании Отделения профессионального образования и Научного совета по развитию профессионального образования и обучения были широко рассмотрены вопросы по теме «Воспитание в системе среднего профессионального образования».
Участники заседания выдели:
- важность подготовки педагогических кадров в области организации воспитательной работы в системе СПО;
- необходимость организации совместной исследовательской деятельности РАО, вузов и СПО субъектов Российской Федерации по ключевым направлениям семейного воспитания, гражданской ответственности, качества профессионального образования;
- проведение оценки состояния и результативности процессов воспитания в профессиональном образовании и их влияние на социально- экономическое развитие России в 21 веке.
С целью выявления и обобщения реальных и потенциальных эффектов подготовки инженерно-технических кадров в рамках модели «вуз-колледж» в соответствии с выполнением государственной работы «Научно-методические основы развития национальной системы высшего технического образования и среднего профессионального образования в вузах» на заседании были подняты вопросы по совершенствованию системы высшего технического образования и среднего профессионального образования. Вопросы, адресованные участникам заседания, содержали предложения по обеспечению решения современных стратегических задач научно-технического и технологического развития Российской Федерации.
Результаты обсуждения будут представлены в 4 выпуске Электронного бюллетеня Центра развития ВО и СПО.